Лук без слез и витаминов

«Чиполлино» на музыку Карена Хачатуряна в постановке Генриха Майорова и художественном оформлении Валерия Левенталя показали в Михайловском театре в минувшие выходные. Премьерой в полном смысле слова спектакль назвать нельзя - этот же авторский коллектив активно ставил «Чиполлино» еще в советские времена. Даровитый отпрыск честной луковой семьи 30 лет танцует на подмостках Большого театра и далее везде, от Киева до Красноярска, но в нашем городе за «Чиполлино» брались только самодеятельные коллективы. Видимо, увеличить луковое поголовье в Михайловском театре решили в знак уважения к заслугам Владимира Кехмана на плодоовощной стезе.

В ряду знаменитых книжных персонажей Чиполлино занимает место где-то между Винни-Пухом и графом Монте-Кристо. С плюшевым медведем героя Джанни Родари роднит обаяние и непосредственность, с таинственным узником - умение выбираться из застенков и готовность к борьбе с несправедливостью. В балетной версии захватывающий сюжет упрощен, да и пламенное пролетарское самосознание, пронизывающее первоисточник, как-то подвыветрилось. Бедное и честное луковое семейство нечаянно вляпывается и удачно выпутывается из ловушек, расставленных репрессивным аппаратом принца Лимона, что, видимо, и являет собой борьбу за права угнетенных овощей. Из бесправных граждан узнаваем кум Тыква с кирпичами в заплечном мешке - ни дать ни взять обманутый дольщик, из благородных - графский племянник Вишенка «в малиновом берете. В финале титулованные особы и их приспешник, красномордый сеньор Помидор, остаются в дураках, а прочие персонажи объединяются в радостном порыве, чтобы начать новую счастливую жизнь.
В спектакле моменты счастья связаны по преимуществу с высокопрофессиональной сценографией Валерия Левенталя. Сделанные точно по мерке театральной условности, декорации не дают усомниться, что действие разворачивается «под небом Италии, и буквально наполняют театр волшебным средиземноморским воздухом. Остальные компоненты спектакля по стилистике ближе к ревю, чем к балетному театру. «Чиполлино может ошеломить цветовыми залпами и эстрадным напором, но как у исполнителей нет пауз, чтобы перевести дух, так у зрителей нет повода проникнуться симпатией или сочувствием к персонажам. Родители, которые поведут отпрысков на спектакль, должны быть готовы к бесконечным вопросам «а это кто?, поскольку яркие костюмы не всегда помогают понять, кто на сцене. Редиска-пролетарочка или аристократки-Вишни по хореографическому тексту и манере его подачи - ни дать ни взять старлетки из кафе-шантана.
Так бывает иногда на рыночных лотках: фрукты и овощи из заморской теплицы, красивые, глянцевые - только витаминов в них нет.