18:0218 декабря 200718:02
70просмотров
18:0218 декабря 2007
Мераб Елашвили, президент "ГМР. Планета гостеприимства", открывает 50 новых ресторанов "Сбарро" в следующем году, готовит компанию к выходу на IPO и участвует в разработке законопроекта о франчайзинге. Об этих событиях он рассказал в своем эксклюзивном интервью dp.ru.
<b>DP.RU: На следующий год запланировали поход в регионы – сколько новых ресторанов откроете? </b>
<b>М.Е.: </b>Около 50 ресторанов откроем в России и СНГ. В 2007 году в запуск новых ресторанов мы вложили $20 млн. Запустили около 30 точек.
<b>В Чехии в этом году </b>открыли два ресторана "Сбарро". Дела идут неплохо. Это первый шаг в Европу. Мы купили в Чехии небольшую сеть местных пиццерий, и в 2008 году проведем их ребрендинг под "Сбарро".
<b>Наша сеть </b>сейчас развивается в 25 городах России и в 4 странах мира.
<b>DP.RU: А сколько закроете ресторанов? Были случаи, когда вы уходили из торговых точек? </b>
<b>М.Е.: </b>За десять лет мы закрыли пять-семь точек. Сейчас как раз анализируем ситуацию, и не очень эффективные рестораны будем закрывать.
<b>Если из 50 ресторанов </b>3-5 точек не очень хорошие - это допустимо. А не вполне удачных 30 точек из 160 работающих - это уже существенно для бизнеса. Поэтому мы планируем закрыть неэффективные рестораны, улучшив тем самым показатели нашего бизнеса. В ближайшее время, закроем порядка 5% ресторанов.
<b>DP.RU: Вы пошли в регионы из-за того, что в Москве и Питере исчерпан потенциал вашего развития? </b>
<b>М.Е.: </b>Московский рынок емкий – есть, где развиваться и где развернуться. Москва и ближайшее Подмосковье способны вместить около 200 "Сбарро". Сейчас у нас здесь открыто порядка 80 ресторанов.
<b>Но нам необходимо </b>выходить в регионы, чтобы "Сбарро" ассоциировался у россиян с национальным брендом.
<b>В Санкт-Петербурге </b>мы активно развиваемся с конца 2005 года. Петербуржцы тратят в ресторане на 30-40% меньше, чем москвичи.
<b>Москва и Питер </b>сильно отличаются по темпу жизни. В Москве перекусили, переговорили и побежали дальше. В Питере, когда открывали первый ресторан "Сбарро", строители назвали такие сроки вывоза мусора, за которые мы в Москве успеваем открыть новое заведение. В итоге, мы взяли инициативу в свои руки и за 3-4 месяца запустили в Питере проекты сразу четырех ресторанов.
<b>DP.RU: При таких бурных темпах развития вы собираетесь привлекать финансы? Выходит ь на IPO?</b>
<b>М.Е.: </b>Конечно. Может, в 2009-2010 году. Это станет понятно в середине 2008 года. К концу 2008 года компания будет соответствовать требованиям и стандартам, необходимым для выхода на IPO – мы готовимся к этому.
<b>DP.RU: Сколько сейчас стоит субфраншиза "Сбарро"?</b>
<b>М.E.: </b>Права на открытие одного ресторана стоят $25-50 тыс. На открытие самой точки потребуется еще $250-500 тыс. Мы продаем права на открытие как минимум трех ресторанов в городе, где бренд пока не представлен.
<b>Если в городе </b>уже работает «Сбарро», можем продать право на открытие и одного ресторана. Но для этого нас должно что-то привлечь – скажем, хорошее месторасположение.
<b>DP.RU: То есть вы не каждому продаете cубфраншизу?</b>
<b>М.Е.: </b>В 90% случаев отказываем. Два года назад мы начали продавать субфраншизу. Продали 5 субфраншиз. Остальные рестораны – наши. Управлять ресторанами трудно. Мы ежедневно стараемся выдерживать собственные стандарты и соответствовать им, хотя у нас за плечами 10-летний опыт.
<b>DP.RU: Основная проблема, когда франчайзи убегает от собственника, и начинает развивать свой отдельный бизнес. Как уменьшить эти риски?</b>
<b>М.Е.</b>: Можно перекрыть каналы поставок продукции, но это не приемлемо в цивилизованном бизнесе – кому-то кулаки показывать. А судебная практика по этому вопросу пока не сложилась.
<b>При общественной организации </b>"Опора России" я возглавляю комитет по франчайзингу. Мы уже провели встречу с российской ассоциацией франчайзинга, начали работу по подготовке законопроекта.
<b>DP.RU: Вы 10 лет в ресторанном бизнесе? И каков сейчас оборот компании?</b>
<b>М.Е.: </b>Я приехал в Москву в 1993 году. Мне было 18 лет. Первый ресторан открыл в конце 1997 года. В 2007 году наш оборот увеличится по сравнению с прошлым годом на 40-45% и по "Сбарро" превысит $70 млн.
<b>В России у нас 12% рынка </b>итальянских ресторанов. По разным оценкам, мы входим в тройку-пятерку лидеров ресторанного рынка.
<b>DP.RU: Сколько народа ваша компания кормит ежемесячно?</b>
<b>М.Е</b>.: Более 1,5 млн. человек.
<b>DP.RU: Анализировали, какая точка у вас самая успешная и почему?</b>
<b>М.Е</b>.: У нас много успешных ресторанов, поскольку они находятся в правильном месте, с приемлемой арендной ставкой и профессиональным менеджментом. Самый крупный в мире по обороту ресторан "Сбарро" - на Манежной площади в торговом комплексе "Охотный ряд".
<b>DP.RU: А какой там оборот?</b>
<b>М.Е.: </b>Нормальный…(улыбается).
<b>DP.RU: Как определить количество ресторанов в сети? Есть ли пределы?</b>
<b>М.Е.: </b>В нашем бизнесе я их пока не вижу. Есть определенные рынки со своими нишами, вылезти за рамки которых ты не можешь. Иначе будешь конкурировать сам с собой. Например, зачем мне на Тверской улице открывать еще два-три ресторана "Сбарро", если там уже успешно работает наш ресторан?
<b>DP.RU: А если в рамках всего мира – какие количественные ограничения для ресторанных сетей? Сейчас у вас 160 ресторанов, может, когда их будет 1600, ими станет нереально управлять?</b>
<b>М.Е.: </b>Ну, отчего же – наоборот, станет легче. А как управляют компании сетями из 20-30 тыс. ресторанов?! На разных этапах меняется подход к управлению.
<b>Я думаю, что компании</b>, у которой до 100 ресторанов, труднее заходить на рынок, чем той, у которой от 100 до 1000 точек. Управление, логистика, производство эффективнее работают при большом количестве ресторанов. Когда ты в одной стране присутствуешь, это – одно, в нескольких – другое.
<b>DP.RU: Кроме ресторанного бизнеса вы занимаетесь недвижимостью. Вы могли бы не арендовать, а покупать помещения под "Сбарро"?</b>
<b>М.Е.: </b>Есть разница – когда ты открываешь в собственных помещениях по 2-3 ресторана в год или 50 заведений в арендованных помещениях! Во всем мире ресторанный бизнес строится на арендованных площадях.
<b>Кстати, ресторанный бизнес </b>- не тот, где можно заработать очень большие деньги. В недвижимости при меньших усилиях прибыль выше. Но ресторанный бизнес интереснее – в нем больше коммуникаций, креативности, он дает больший жизненный опыт и заставляет постоянно что-то доказывать себе и окружающим.
<b></b><b>DP.RU: У вас есть собственные бренды? Как </b><b>они развиваются</b><b>?</b>
М.Е.: Наши собственные бренды - "Восточный базар", рестораны домашней итальянской кухни Viaggio, рестораны вавилонской кухни «Баш на Баш». Территориальных ограничений нет: где захотим, там и откроем рестораны.