14:0013 декабря 200714:00
2просмотров
14:0013 декабря 2007
В этом году услуги сотовой связи подешевели примерно на 11%, средняя стоимость минуты разговора снизилась. Дешевле уже не будет, констатируют участники рынка и эксперты.
<b>Тарифы на мобильную связь</b>, согласно декабрьскому отчету MForum Analytics, снижаются четвертый квартал подряд. Сюда же наслаивается снижение курса доллара. В результате APPM (average price per minute – средняя стоимость минуты разговора) в третьем квартале этого года снизилась до $0,059 (1,5 рубля). Таким образом, считают эксперты, фактическое снижение стоимости – 11% по сравнению с 2006 годом (учитывая изменения курса доллара по отношению к рублю – около 6%).
<b>В MForum Analytics полагают</b>, что рост ежемесячного трафика пока с лихвой компенсирует снижение тарифов, поэтому показатель ARPU (average revenue per user – среднемесячный доход на абонента) продолжает расти.
<b>Операторы очень аккуратно</b> комментируют данные MForum. С одной стороны, низкие тарифы привлекательны для абонентов, с другой – негативно отражаются на финансовых показателях, к тому же демпинговать сегодня считается плохим тоном. Тем не менее в ходе различных акций или при подключении тарифных модификаторов минута может быть весьма дешевой. Так, на Северо-Западе у МТС один из самых низких "прайспоийнтов" – 8 копеек за минуту внутри сети (с третьей минуты разговора на тарифе "Супер Первый"). Tele2 готов предложить 5 копеек на все мобильные (тариф "Страйк", с третьей минуты).
<b>Два других участника</b> GSM-рынка ведут сегодня более сдержанную тарифную политику. У "МегаФона" при формировании группы из семи человек (опция "Мы вместе") абоненты могут общаться друг с другом за 30 копеек. У "Билайна" на тарифе "Проще говоря" при подключении услуги "Хороший повод" внутрисетевые соединения – 25 копеек. Смелые ценовые игры МТС в этом году стали неожиданностью для рынка.
<b>"APPM </b>в течение года действительно снижалась, причем не только у МТС, а в целом по рынку – отмечает и. о. директора по маркетингу макрорегиона "Северо-Запад" МТС Ольга Зиборова.
<b>"Прямой связи между снижением</b> стоимости минуты, ARPU и выручкой нет – на эти показатели влияет целый комплекс факторов (например, активность базы, эластичность потребления). Ценовая конкуренция – нормальное явление, она позитивно действует на рынок с точки зрения потребителя", – добавляет она.
<b>В "МегаФоне" высказались категоричнее.</b> "Можно говорить о смещении конкуренции из ценовой плоскости: рынок пережил время интенсивного развития, когда мы подключали более 1 млн абонентов в год. Основным конкурентным преимуществом сейчас становятся сервис и технологии", – уверена пресс-секретарь петербургского "МегаФона" Мария Георгиевская.
<b>В агентстве iKS-Consulting </b>считают все разговоры о снижении тарифов беспочвенными. Стоимость услуг падает только при проведении сезонных акций (дачный сезон и отпуска, новогодние праздники) и потому отражается на статистике, убежден аналитик компании Маким Савватин. По его словам, сработал еще один фактор: МТС настолько активно снижала тарифы, что получила APPM значительно ниже, чем у конкурентов.
<b>"Оператор с такой абонентской базой</b>, как у МТС, может позволить укреплять позиции таким способом, невзирая на финансовые результаты. Но первая минута, заметьте – всегда дороже 95 копеек (ведь существует интерконнект). Операторы работают себе в убыток только в ходе кратковременных акций", – поясняет он.
<b>Самый низкий APPM </b>был в первом квартале 2006-го – $0,056 (1,4 рубля). Далее рынок отреагировал на введение CPP (принципа "платит звонящий") ростом цен, продолжавшимся до конца прошлого года.
<b>В будущем году</b> цены на рынке сотовой связи стабилизируются, снижение прекратится – в этом сходятся и аналитики, и операторы. В МТС связывают это с замедлением темпа прироста абонентской базы и насыщением рынка, что исключает демпинг. В Mforum Analytics считают, что APPM достигнет нижней планки $0,056 в середине 2008-го – пока у операторов еще остается задел для ценовой конкуренции.
<i>Наталья Рыжкова</i>