"Воровское дело", или зачем лесозаготовители берут кредиты

<b>По информации из <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/24938" target=_blank>ВТБ</a>,</b> в управлении по работе с крупными клиентами Олег Жуковский курировал взаимодействие банка с предприятиями лесопромышленного комплекса. Бизнесмен, близкий к таким предприятиям, на условиях анонимности рассказал dp.ru о том, как ведут бизнес восточно-сибирские "убыточные" предприятия лесозаготовки, которые являются основными заемщиками в кредитных структурах.

<b>DP.</b><b>RU.: На что берут кредиты малые предприятия лесозаготовки? И сколько их?</b>
<b>"Только вчера Зубков в правительстве говорил</b>, что в отрасли крутится "мелкая шпана", и озвучил цифру – 2,1 тыс. мелких импортеров, - говорит собеседник dp.ru. – А кредиты берут во время сезонной перебазировки делян. В Сибири зима долгая. На одни участки можно проехать только зимой, на другие – только летом. В сезон перебазирования техники и людей предприятие лес не заготавливает и не реализует, а деньги нужны. Отсюда кредиты.
<b>Расстояния при этом колоссальные</b>. Лес отдаляется от основных перерабатывающих предприятий. "Плечо вылазки" растет. Если раньше лес рубили за 30 км от городов, то сейчас за 150-200 км, а, например, в Братске (Братский ЛПК) – вообще 300-400 км".
<b>DP.</b><b>RU.: Но все-таки едут и рубят? </b>
<b>– Возить лес на внутренний рынок</b> – убыточное дело. Выгодней рубить лес на экспорт, при этом государство возвращает НДС. А то, что подходит для России по ГОСТам, часто просто сжигается на месте.
<b>DP.</b><b>RU.: И никто не контролирует? </b>
<b>– Рынок далеко не прозрачный. </b>Еще Петр I в указе<b> </b>о создании лесного хозяйства в России велел установить егерям "минимальное жалование, ибо сие дело воровское". Егеря при отводе земли за откаты занижают объемы делового леса, "на бумаге" выдавая хорошую древесину за дрова, за горелый лес, за чернолесье.
<b>Кто проверит</b>, что на деляне на десять деревьев приходится шесть сосен, а не три, как значится в документах? Аэрофотосъемку местности давно уже никто не проводил, чтобы по цвету снимков определять объем делового леса. В таежную глушь никто не поедет, чтобы проверить на месте, каковы лесные ресурсы. По моим оценкам, таким образом, воруется не меньше 10-30% леса. Может и больше. Но раньше было еще хуже, лес воровали все кому не лень.
<b>DP.RU.: Если это так выгодно, зачем брать кредиты?</b>
<b>– Бизнес тяжелый</b>.<b> </b>Во-первых, климат суровый, требуется больше горючего и солярки, чем, например в Канаде. Девять месяцев в году лесозаготовительная техника в тайге не глушится на ночь, тарахтит до утра. Расход топлива огромный.
<b>Во-вторых, изношенная техника</b>. По каким технологиям заготавливали лес 30 лет назад, по таким и сейчас заготавливают. Не знаю, как в других регионах обстоит дело, но Сибирь в этом отношении очень отстает от цивилизованного Запада.