Отпор повлек за собой визиты

СПб. За 8 лет работы в торговле Антонина Ануфриева к проверкам привыкла и относилась к приходу контролеров как к должному. Но один из них предприниматель запомнила.

Генеральный директор ООО «Гранд усомнилась в законности контролеров, когда в журнале проверок, который владелица продуктового магазина ведет с 2005 г., за 14 месяцев было зафиксировано сразу шесть визитов представителей одной и той же проверяющей общественной организации.
Как это было
В октябре 2006 г. в продуктовый магазин пришли двое проверяющих от общественной организации «Гарант. Посмотрев все документы и не найдя нарушений, ушли. Через месяц пришли те же самые люди. На вопрос директора магазина, зачем приходить так часто, ответили, что действуют согласно предписанию. «Такая бумага (план проверок, составленный на основании жалоб) действительно у них была, но на нескольких предпринимателей сразу, там был перечень адресов, - говорит Антонина Ануфриева. В декабре представители «Гаранта пришли снова. Не найдя нарушений, ушли. Когда в апреле они пришли повторно, директора не оказалось в магазине. «Мне сообщили об этом продавцы, и я сразу же поехала в магазин, будучи уверена, что без моего присутствия проверка не начнется, - говорит она. Приехав на место через 15 минут, Антонина Ануфриева обнаружила проверяющих за прилавком: кассовые отчеты были сняты, деньги пересчитаны, а товар в холодильнике осмотрен. «Мое требование купить товар, который проверяющие брали в руки, они проигнорировали. Тогда я попросила их предъявить санитарные книжки, которых у проверяющих не оказалось, - говорит она. После этого владелица магазина была вынуждена вызвать милицию.
Повышенное внимание «Гаранта к своему бизнесу Антонина Ануфриева объяснила так: «Видимо, некоторые предприниматели их побаиваются, я же дала им отпор и тем самым спровоцировала череду визитов ко мне.
Свою историю она поведала комиссии по экономической безопасности при Общественном совете по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга. «Жаль, что пострадавшая обратилась к нам слишком поздно - через 2 недели после случившегося. Единственное, что мы смогли предпринять, это зафиксировать жалобу и передать ее в совет, - рассказал Валентин Боцвин, экс-руководитель комиссии.
Права снимать кассовые отчеты, пересчитывать деньги общественные организации не имеют, отмечает Светлана Кудрявцева, директор АНО «Правовой центр Санкт-Петербургского союза предпринимателей. По закону им предоставлено право проверять две вещи: соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.
Где они, функции
«Однако отдельные организации в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы негосударственного контроля, - говорит юрист.
«Считаю, что предприниматель вела себя правильно, если в действиях общественной организации имелись нарушения, их нужно зафиксировать, - заключила она. Предприниматель также должен защищать свои права всеми предоставленными ему законом способами, в том числе путем подачи жалобы руководству общественной организации, а также обращения в прокуратуру и милицию.
Так могут выглядеть схемы работы проверяющих организаций
Схема 1
По закону, если нарушение найдено, то уведомление о нем передается в государственные органы надзора. По окончании проверки подписывается акт о выявленных нарушениях. Однако проверяющие часто предлагают предпринимателям «решить вопрос на месте. Проверяемому оглашается сумма будущего штрафа (50-100 тыс. рублей), который он понесет за выявленные нарушения, и предлагается сократить сумму до 10-15 тыс. рублей. Если предприниматель соглашается, акт о выявленных нарушениях уничтожается.
Схема 2
Иногда контролеры-общественники, получившие жалобу на определенное предприятие, приглашают его владельца к себе и предлагают заключить «соглашение о сотрудничестве.
Ежемесячно платя 1,5-2 тыс. рублей, предприниматель может гарантировать себе спокойствие. Общественная организация в таком случае обещает бизнесмену консультации, советы и другие услуги, которые могут помочь ему избежать нарушений в будущем.
Антонина Ануфриева, генеральный директор ООО «Гранд и владелица продуктового магазина, столкнулась с настойчивостью проверяющих и не пошла у них на поводу, а взялась за защиту своих прав.