«Петербург идет к насыщению»

СПб. Игорь Лейтис‚ президент холдинга «Адамант», рассказал корреспонденту «ДП» о своем видении развития коммерческой недвижимости в Петербурге.

- Москва и Петербург иногда совпадают путями развития, иногда сильно разнятся. В развитии ритейла мы все же не совпадаем. В Москве сначала возникла кольцевая автодорога, а потом начался бум строительства торговых центров, они и сели спокойно по кольцевой. В Петербурге КАД до сих пор не завершена, а торговые комплексы строятся уже несколько лет. В Москве 25-30% населения живет в пригородах. Им такое расположение удобно. Московские моллы стоят на людских потоках. В Петербурге только 7% населения живет в области. Хотя город перегружен, стоимость недвижимости значительна, и уже сознание горожанина приближается к мысли, что разумнее выстроить просторный коттедж за городом, чем тесную квартиру на окраине. Возможно, что крупные торговые центры вокруг КАД будут актуальны ко времени переезда горожан в пригород. Пока же магазины у КАД работают с нагрузкой 70-75%.
Петербург вплотную подошел к насыщению ТРК. Сейчас в Петербурге больше 3 млн м2 торговых площадей. Дальнейший рост возможен в пределах роста рынка - на 10% в год. Уже есть примеры девелоперских кладбищ: на Пулковском шоссе, у станции метро «Пионерская. На Савушкина будет перебор, когда «Атлантик-сити запустит 70 тыс. м2. Наш «Меркурий только вышел на бизнес-план. Будем конкурировать.
- Можно ли считать, что стратегия развития вашей компании при строительстве МФК - освоение крупнейших транспортных развязок и это главный путь к успеху?
- Конечно, место играет значительную роль в успехе проекта. Но сегодня это уже не определяющий фактор. Магазинов стало очень много, а человек по сути своей консервативен: если он привык ходить за покупками в определенное место, то его маршрут трудно изменить. Но можно. Если в торговом центре помимо широкой линейки товаров есть кинотеатр, боулинг, каток, покупатель придет первый раз из любопытства. И вот здесь задача его задержать и убедить, что сюда заходить не просто выгодно, но интересно и полезно. Можно семью приводить, знакомых позвать.
Развлекательная составляющая, которая платит в 3 раза меньше аренды, может сослужить своеобразную идеологическую роль: предложить более привлекательные услуги и возможности.
Не могу сказать, что пока эти фишки работают на все сто. «Варшавский экспресс с единственным круглогодичным катком в центре города отстает в развитии от бизнес-плана примерно на 20%. Отечественный потребить еще не готов тратить на развлечения серьезные временные и материальные ресурсы, но будущее именно за этим форматом. Плюс недавний приезд Якунина и совещание у губернатора, надеюсь, сдвинут процесс освоения территории вокруг Варшавского вокзала, и нам удастся завершить комплексный подход.
- Как будет развиваться развлекательная функция в современных ТРК?
- Чем больше люди будут зарабатывать, тем больше они смогут позволить себе тратить денег на развлечения. Но все так быстро меняется, что однозначно сказать: да, будущее за развлекательной функцией, нельзя.
До моллов общественное благосостояние еще не доросло. Пока торговые центры на выезде из города работают как магазины выходного дня. Зарплата растет, тратят на себя любимого все больше, но до западного благополучия еще далековато.
- Вы все больше обращаете внимания на бизнес-центры?
- Да, мы заложили два крупных проекта. К 2010 г. сдадим 600 тыс. м2 офисных площадей. В городе есть дефицит качественных бизнес-центров. За пару лет закончим проекты торговых центров у метро и сместим акцент на офисный бизнес, который, по нашим предположениям, будет в зоне пиковой активности.
МФК «Адамант-Парк площадью 128 тыс. м2 станет фактически первым проектом строительства по западным стандартам масштабного бизнес-центра класса А. Сегодня крупный арендатор уходит из центра - там нет условий ни для нормальной парковки, ни транспортной доступности, ни мобильной офисной конфигурации. Очень скоро классификация офисной недвижимости будет больше опираться на удобство размещения арендатора, а не на вид из окна и близость исторических памятников.
- Как складываются ваши отношения с иностранными архитекторами?
- Мастерские, с которыми мы работаем, привлекают и западных архитекторов. Нам бы хотелось, чтобы современная коммерческая недвижимость, вписываясь в архитектурный облик города, заставляла о себе говорить. Всем это не может нравиться, но есть признанные имена. Мы бы хотели с ними сотрудничать.
Но пока у нас очень разная ментальность. Красивая картинка - это еще не проект. В России очень много технических требований, которые неизвестны западным архитектурным мастерским.
В 2008 г. мы планируем начать строительство двух 150-метровых небоскребов офисно-торгового комплекса у Ладожского вокзала. Концепция проекта разработана архитектурной мастерской «Студия-44. Общие инвестиции - около $250 млн. Очень часто понятие «красиво расходится с экономикой, но красота требует жертв. И мы готовы на них идти.
Сегодня крупный арендатор уходит из центра города
Игорь Лейтис президент холдинга «Адамант, планирует привлекать к своим проектам ведущих западных архитекторов.
На заметку
ХК «Адамант - собственник 15 торговых и торгово-развлекательных комплексов в Петербурге, занимает первое место по объемам площадей (27% рынка). В 2007 г. холдинг инвестировал в девелоперские проекты $220 млн.
Общая площадь введенных в эксплуатацию объектов превысила 580 тыс. м2, в планах к 2010 г. выйти на объем 1,7 млн м2 площадей торговой и развлекательной направленности.