Бренд на «нулевом» этапе строительства

СПб. Общая тональность дискуссии на тему построения интернет-магазинами своих брендов свелась к тому, что бренд - это хорошо, но есть нюансы.

Тему в одном из предыдущих выпусков рубрики «Маркетинг (208 / 07, www.dpgazeta.ru) предложила наша читательница. Нынешнюю ситуацию в петербургской интернет-торговле можно назвать парадоксальной. С одной стороны, число пользователей онлайновых магазинов в России растет: специалисты говорят о потенциальных 70 млн человек (сегодня это 30 млн) С другой - «в Петербурге интернет-торговля стремится к нулю: среди посетителей интернет-магазинов петербуржцев в 7,5 раз меньше, чем москвичей. Если учесть тот факт, что компании берутся строить бренды, не решив вопрос с качеством товара, дистрибуцией, логистикой и т. п. (что составляет примерно 80% успеха бренда), то возникает вопрос: актуально ли сегодня брендстроительство в интернет-торговле?
Показной магазин
Все участники дискуссии (см. moikrug.ru/circles/first/topics/430731057) согласны с тем, что за брендами будущее. Дискуссия разгорелась вокруг того, что делает торговую марку онлайнового магазина брендом. Валентин Перция уверен, что «в интернет-торговле, как и в любой другой, главные задачи - отстроенный бизнес-процесс и удовлетворение клиента. Проблема онлайнового магазина усугубляется тем, что «зайти в него и «уйти из него можно одним кликом. Поэтому формула ритейла (место-место-место) тут не работает. Значит, нужно сделать интернет-магазин бесконечно удобным. Тот, кто этого добьется, заложит основу для успешного бренда, когда настанет время действовать именно этой компоненте. Дмитрий Слюсарев считает, что поскольку в онлайне брендинг связан с качеством товара, доставки, сервиса, интерфейса, то секрет построения бренда прост: продвижение + уникальность + сервис на 120%. Никита Семенов считает, что из двух онлайн-продавцов с одинаковыми товарами, ценами, удобствами и т. д. потребитель выберет того, у которого громкое имя, красивый современный дизайн и т. п. Поэтому будущее за статусными онлайн-магазинами. «Статусный интернет-магазин невозможен, в отличие от «статусного оффлайн-магазина, - комментирует еще один участник дискуссии Виктор Тамберг. - Потребитель руководствуется сугубо рациональными критериями при выборе интернет-продавца: цена, качество, сроки, удобство пользования и т.?п. И вообще, чтобы говорить о необходимости брендов, нужно, чтобы рынок созрел. В Петербурге интернет-торговля как рынок не созрела, и далеко не факт, что созреет, как в Москве, - у нас другой уклад жизни. А если никто не хочет покупать в интернет-магазинах, то и целесообразность брендинга под вопросом.
При выборе интернет-магазина потребитель руководствуется сугубо рациональными критериями: цена, качество, сроки, удобство пользования.
Есть мнение
Дмитрий Лисневский, коммерческий директор
интернет-магазина «ЛесВода:
«Мы провели исследование: 52% опрошенных не покупают в интернет-магазинах, опасаясь получить некачественный товар, а более половины тех, кто имеет опыт покупок, не помнят название сайта, где они это делали. Идентификация продавца и доверие к торговой марке (а эти задачи решает брендинг) актуальны для интернет-торговли. Мы понимаем, что построение бренда - длительный процесс, и рассматриваем брендинг как основу для достижения лидирующих позиций на рынке в будущем.
При выборе интернет-магазина потребитель руководствуется сугубо рациональными критериями: цена, качество, сроки, удобство пользования.