Александр Солдатов: "Выход на IPO спасает от рейдеров"

Генеральный директор одного из ведущих агрохолдингов России ОАО "Группа "Разгуляй" Александр Солдатов поделился с dp.ru опытом выхода на IPO и рассказал о том, какие "плюсы" и "минусы" дает компании публичность.

<b>Вчера "Группа" Разгуляй" начала размещение допэмиссии на 14 млн. акций на $ 70 млн. При этом ваш выход на IPO в 2006 году был первым публичным размещением агропромышленной компании в России. О чем нужно задуматься компании, которая планирует выход на IPO?</b>
<b>А.С.:</b> О балансе между кредитным портфелем и размещением акций, поскольку именно он будет определять дальнейшее развитие компании. Нужно задуматься и о времени выхода на публичные займы, поскольку выйдя на IPO, компания становится публичной и путь у нее только один – развиваться.
<b>Как изначально развивалась ваша компания? Как двигалась к IPO?</b>
<b>А.С.:</b> Компании уже 15 лет. Первоначально брали ничем необеспеченные кредиты. Затем перешли к краткосрочным кредитам, которые нам давали под залог товара, что крайне не выгодно компании – то, что мы растили, это и становилось инструментом, под который мы получали деньги.
<b>Потом мы отдавали </b>под залог производственные активы и акции. Такое обеспечение кредитов нам тоже было не выгодно. К тому же компании этих кредитов не хватало для развития – для приобретения производственных активов и земли.
<b>За счет чего вам удалось выйти на более выгодные условия получения кредитов?</b>
<b>А.С.:</b> Мы выстроили кредитную политику с банками так, чтобы сыграть на прозрачности компании и договориться о более выгодных залогах и кредитной ставке. С 2000 года начали готовить отчетность для внешних кредиторов по международным стандартам.
<b>Прозрачная отчетность </b>помогла нам формировать более выгодную залоговую политику и понизить кредитные ставки.
<b>Потом мы дошли до размещения </b>на публичных рынках заимствования. При этом с момента выхода на публичный рынок прогноз на год, который презентуется кредиторам, должен быть выполнен не зависимо от погодных условий и урожая.
<b>Как вам удалось выполнять план, не зависимо от погодных условий и урожайности?</b>
<b>А.С.:</b> На этом этапе нам пришлось работать с региональными предприятими, которые относились к бюджету, как к инструменту получения денег: мы подписали бюджет, дайте нам деньги, мы что-то вырастим, а там как выйдет. С этим нам пришлось бороться.
<b>Это был ключевой вопрос </b>– переориентация сознания руководителей всех уровней на тот прогноз и бюджет, которые безоговорочно подлежат выполнению. Понятно, что на нашем рынке есть скидки на волантильность рынка, на климат, но должны быть некие резервы, которые помогут выйти колхозам на обещанные показатели.
<b>Из чего исходила компания, выбирая для размещения IPO, российскую, а не иностранные биржи?</b>
<b>А.С.:</b> Основные проблемы, которые мы решали при выходе на IPO, на какой бирже размещать акции – на западной или российской. А может, вообще отдать акции одному-двум акционерам.
<b>И все-таки мы решили </b>размещаться на биржах, поскольку выход на финансовый рынок дает нам больше плюсов по сравнению с конкурентами. Рынок выбрали российский, понимая, что выходить на лондонский или американский рынки неизвестной компании рискованно. Требования при размещении жесткие, юридические аспекты размещения для компании среднего уровня неподъемны.
<b>Как вы готовили компанию к выходу на IPO?</b>
<b>А.С.:</b> Более 8 месяцев готовились к выходу на IPO и вышли на него в марте 2006 года. Все непрофильные бизнесы, все юрлица, у которых нет активов и больших оборотов, мы вывели из компании, которая шла на размещение.
<b>ОАО "Группа "Разгуляй"</b> – российское юридическое лицо, которое эмитирует акции. В группе два основных бизнеса – зерновой и сахарный. В зерновом направлении все производственные активы и колхозы принадлежат Зерновой компании "Разгуляй". В сахарной отрасли все активы принадлежат Сахарной компании "Разгуляй". Акции этих двух юрлиц принадлежат ОАО "Группа "Разгуляй".
<b>Ничего лишнего </b>– только производственные активы и компании с большими оборотами. Все непонятности, лишние юрлица толкуются обычно в минус компании, выходящей на IPO.
<b>Второй вопрос</b>, который был необходим в период подготовки выхода на IPO – это бизнес модель. Ее мы делали на пять лет. Она включает как развитие самого рынка, так и развитие компании. Модель очень важна, поскольку каждый год аналитики обращаются к ней как к ориентиру и смотрят, что мы достигли.
<b>Мы написали модель </b>"пессимистичную", чтобы нас не могли уличить в невыполнении "оптимистичных" планов.
<b>Каков был результат размещения IPO?</b>
<b>А.С.:</b> В марте прошлого года наши ценные бумаги торговались на ММВБ и РТС. Продав в ходе IPO 28,3% акций, компания привлекла $144 млн. Спрос превысил предложение в 106 раз. Заявки на участие в торгах подавали в основном иностранные фонды. Однако в итоге, в числе наших новых акционеров оказалось 6 иностранных банков.
<b>В ходе IPO ОАО "Группы "Разгуляй&raquo; в 2006 года акции торговались по цене $4,85 за штуку. В октябре котировки компании на РТС колебались на уровне $4-4,3 за акцию, но после объявления о сроках допэмиссии в ноябре 2007 года выросли до $5,5</b> <b>.</b>
<b>Как вы оцениваете, почему ваше размещение IPO прошло успешно?</b>
<b>А.С.:</b> Во-первых, мы учли при размещении IPO хорошее состояние продовольственного рынка натот момент – высокую цену на сахар.
<b>Во-вторых, </b>мы составили бизнес-модель и сделали стратегию компании абсолютно понятными для людей, которые не знают рынка. Банки и инвесторы должны все понимать.
<b>Третий момент,</b> который важен только для российских компаний – момент налоговой политики. Мы раньше, как и многие, оптимизировали налоги. Перед выходом на IPO оптимизацию по-российски мы отменили. Просчитали новые расходы и включили их в свою бизнес-модель.
<b>Размещение IPO это все-таки плюс или минус?</b>
<b>А.С.:</b> Несомненно, плюс. Мы первые из российских агропромышленных компаний разместили большой пакет в 28,3% акций. Плюсы при работе с кредиторами, контрагентами и государством – больше доверия. Выход на IPO помог получить лучших поставщиков в регионах, которые нам начали больше доверять.
<b>С другой стороны</b>, жизнь после IPO усложняется. Публичность предполагает постоянный рассказ о том, что происходит внутри компании, который влияет на котировки акций.
<b>Когда компания </b>непубличная, работа выглядит так: вот бюджет, вот финансирование, и один директор отвечает за результат. Все зависит от того, как руководители понимают процесс. В публичной компании это не годится. Руководитель должен выполнять регламентные бизнес-процессы, то есть достигать результат определенными способами, а не как выйдет.
<b>Вы планируете в этом году выплачивать дивиденды?</b>
<b>А.С.:</b> Изначально мы обещали первую выплату – спустя три года после выхода на IPO – то есть в 2009 году. Сейчас все основные средства направляем на приобретение земли и на модернизацию предприятий.
<b>Какую выручку планируете по этому году?</b>
<b>А.С.: </b>Совокупная выручка предприятий группы "Разгуляй" за 2006 год составила 23 млрд. руб. (на 16% больше, чем в 2005 году). В нынешнем году она должна быть на 20% выше за счет экспорта зерна.
<b>Сколько планируете привлечь средств в ходе нынешней допэмиссии акций?</b>
<b>А.С.:</b> Порядка $60-70 млн. Планируем использовать эти средства на приобретение земли и модернизацию предприятий.
<b>Вчера ОАО "Группа "Разгуляй" начала размещение допэмисси на 14 млн обыкновенных акций номиналом 3 руб. Цена размещения ценных бумаг -$ 4,75. </b>
<b></b>
<b>А сколько у вас земли? </b>
<b>А.С.: </b>У сахарной компании порядка 130 тыс. га – это и под зерновыми, и под свеклой. Вся земля - на разном этапе оформления.
<b>В зерновом секторе </b>у нас 20 тыс. га земли – в основном, она засеяна рисом. Вся земля у нас в разных видах собственности – в основном, в долгосрочной аренде. В собственности из всей земли примерно 10%.
<b>Мы арендуем </b>земли у пайщиков. Они cейчас стали умными, толковыми. Вообще не продают землю. Работа с ним очень тяжелая – собрать их надо, выделить физически участок. Неподъемная процедура.
<b>Выкуп возможен </b>только, если земли "ничьи" – их продают местные администрации.
<b>А способствует ли IPO защите от рейдерства?</b>
<b>А.С.: </b>Большой объем IPO защищает от рейдерства. Особую роль в этом играет правильная структура компании. Юридическая упаковка как у нас – оптимальна. Заводы и колхозы ведут хозяйственную деятельность. Их акции или доли принадлежат зерновой или сахарной компаниям "Разгуляй", которые хозяйственной деятельности не ведут и внешних рисков не имеет.
<b>По сути,</b> пробиться к акциям, как-то арестовать их, невозможно, ведь юрлицо –владелец акций – не несет коммерческих рисков. ОАО "Группа "Разгуляй" коммерческой деятельности не ведет – лишь имеет штат, офис, зарплату и офисные расходы.
<b>Это и есть самая лучшая </b>защита. Можно атаковать само предприятие - если мы его и потеряем, то только одно. Остальные активы принадлежат компаниям более высокого уровня в структуре и надежно защищены.
<b>Таким образом </b>даже при современном уровне законодательства можно защититься от рейдерства.
<b>Чем вы объясняете большой объем сделок по недобросовестному поглощению предприятий – это неразвитость рынка или люди сейчас научились пользоваться дырами в законодательстве?</b>
<b>А.С.: </b>Думаю, научились пользоваться дырами, поскольку сейчас не осталось "ничьих" работающих предприятий, которые можно взять за небольшие деньги. Ранее мы приобретали &#171;лежачие&raquo; предприятия с большой кредиторкой, их нужно было юридически упаковывать и интегрировать в холдинг.
<b>Рынок предприятий </b>нашей отрасли поделен, теперь остались только захваты, чтобы получить в управление некие активы, не платя за них серьезные деньги .
<b>Финансовая прозрачность способствует тому, что предприятие труднее атаковать и поглотить?</b>
<b>А.С.: </b>Обычно рейдеры делают заход через налоговую инспекцию. Если юрлицо, на котором висят акции, абсолютно легально, к нему не подберешься. Поэтому мы сейчас сами ежегодно инициируем налоговые проверки.