20:1312 ноября 200720:13
103просмотров
20:1312 ноября 2007
Крупнейшим производителем отечественных сырокопченых колбас станет в следующем году компания "Дымов". Ее совладелец Вадим Дымов рассказал dp.ru о том, что колбасы – не единственный и не самый любимый его бизнес.
Переводчики на конференциях побаиваются выступлений совладельца компании "Дымов" 36-летнего Вадима Дымова. Он очень быстро говорит. Видимо, так же думает. И, очевидно, быстро принимает решения и строит свой бизнес. До того, как заработать имя на рынке отечественной мясной промышленности, Вадим Дымов был военным, работал в суде, выпускал керамическую плитку. Сейчас помимо выпуска колбас он увлекся созданием сети ресторанов "Дымов №1". И книжные магазины "Республика", оказывается, тоже его проект.
<b>DP.RU: Чем отечественный рынок колбас и мясной продукции отличается от зарубежных?</b>
<b>В.Д.:</b> У наших компаний нет монопродуктов, как в Италии или Франции. Там компания выпускает 5-6 видов колбас, и у нее нет желания экспериментировать дальше. У нас же каждый завод постоянно изобретает что-то новое. Мы неумные.
<b>DP.RU: Как родилась ваша линейка колбас и ветчины "Высокая кухня"?</b>
<b>В.Д.:</b> Мы решили не конкурировать с традиционными продуктами типа колбасы "Докторская", с молочными сосисками. Решили дать рынку инновации. Для этого сформировали команду и отправили на месяц в Европу. Наши ребята путешествовали по Франции, Италии, Испании. В итоге появилась идея новой линейки продукции "Высокая кухня" под маркой "Дымов".
<b>У нас работают не технологи</b>, а шеф-повары. Все продукты изготавливаются лично шеф-технологом Георгом Грубером. Он увлеченный человек – в 6 утра приходит на работу и в 20 часов уходит.
<b>На часть продуктов</b> мы разместили заказы на итальянских заводах, во французских, испанских компаниях. Спрос превзошел все ожидания. Сегодня мы недовыполняем 30% заявок. Вынуждены отчасти отказываться от существующих контрактов, чтобы удовлетворить спрос обычных покупателей.
<b>Я осваиваю рынок</b> не как классический маркетолог. Больше ориентируюсь на интуицию, которая меня никогда не подводила.
<b>DP.RU: Вы утверждаете, что используете для своих колбас мясо высшего качества. У остальных членов рынка мясо иное?</b>
<b>В.Д.: </b>Все зависит от того, какую нишу занимаешь, и какая твоя стратегия на рынке. Моя компания присутствует в сегментах средний и высший. У нас стратегия – покупать только лучшее мясо. Другие компании работают на экономпродуктах. Немногие об этом говорят. Большинство компаний работают в средней и низшей нишах рынка. Для них нет смысла покупать дорогое сырье.
<b>Наши же</b> байеры разъезжают по всему миру и покупают только лучшее сырье.
<b>DP.RU:</b> Кто из конкурентов присутствует с вами в премиум-сегменте?
<b>В.Д.:</b> Большинство из наших конкурентов имеют в своих линейках и дешевые, и дорогие продукты. То есть основная часть продукции у них с добавками, с соей. У нас такого продукта нет. На мой взгляд, нельзя быть везде.
<b>DP.RU: Кто ваши основные поставщики сырья?</b>
<b>В.Д.:</b> Это зависит от конъюнктуры рынка. Плюс нестабильность законодательства – сегодня одна страна открыта, завтра – другая. Здесь еще и политика присутствует.
<b>DP.RU: То есть импортное мясо вы тоже закупаете?</b>
<b>В.Д.:</b> А почему вы считаете, что отечественное мясо лучше. Cкотину у нас плохо и кормят, и забивают. Отсутствуют у нас сертифицированные бойни. Поэтому наше мясо никак не может быть лучше импортного. Пока наше – одно из самых худших. Есть отдельные производители, но глобально у нас мясо – нестандартное, тощее. Пока все горят об альпийских лугах и французских коровках.
<b>DP.RU: А как же развитие свиноводства в России? </b>
<b>В.Д.:</b> Мы 20% мяса покупаем в России. Больше качественного мяса у нас в стране просто не найти.
<b>DP.RU: Cами планируете производить мясо, выращивать свиней, коров?</b>
<b>B.Д.: </b>У нас на Кубани открыта первая ферма. Сейчас на ней уже 50 тысяч голов свиней. Планируем довести до 100 тысяч.
<b>Это совместный проект</b> с ребятами-банкирами из бывшего "Зато-банка". Мы совместно инвестируем проект.
<b>С крупным рогатым скотом</b> у нас тоже есть наметки. Бразильская компания мирового уровня "Минерва" готова вместе с нами инвестировать в крупный рогатый скот. Она обладает технологиями. Я-то не животновод, а профессиональный переработчик.
<b>DP.RU: На какой стадии переговоры?</b>
<b>В.Д.:</b> На стадии подписания договора. Он предусматривает создание совместного предприятия. Сейчас думаем о месте, где будем растить коровок. Наверное, на Кубани. На начальном этапе в проект инвестируем порядка $ 10 млн.
<b>DP.RU: Сможете выйти на тот уровень, когда сами будете обеспечивать себя мясом?</b>
<b>В.Д.: </b>Все зависит от конъюнктуры российского рынка. Сейчас политика государства правильная – направлена на развитие свиноводства. Разведение скота сильно увязано с ценами на топливо, корма. Нужно минимум 10 лет, пока животноводство восстановится. И то при наличии жесткой госполитики.
<b>Евросою</b>з в свое время мощно поддерживал своих производителей. Цена на свинину была $1 за килограмм. Сейчас она доходит до $10. Представляете, какой скачок произошел за какие-то 10 лет.
<b>DP.RU: На юге России килограмм живого веса свинины стоит 20-30 рублей. Вы закупаете дороже?</b>
<b>В.Д.: </b>Мы не можем покупать на юге. Мы отвечаем за качество. Нам необходимы байеры, которые профессионально скупают сырье, профессиональные бойни. Я должен быть уверен в том, что мясо отвечает стандартам. А российские поставщики сегодня привозят одно, завтра – другое, и разводят руками. Я же не могу заключить контракт с тысячью фермерами. Мне нужна одна организация, с которой я заключу договор на поставку.
<b>У нас в России</b> таких компаний нет. Наши компании - только трейдеры, которые ничего не хотят знать о закупке. Мы вынуждены через них покупать сырье, поскольку мы, как производители, оторваны от закупок.
<b>DP.RU: Вы можете влиять на цены на своем рынке?</b>
<b>В.Д.:</b> Мы находимся в унизительном положении. У нас нет своих квот на закупку сырья. Они раздаются по историческому принципу. Я 12 лет на рынке и не имею права участвовать во внешнеэкономической деятельности, для того чтобы снизить цены, за которые сейчас ратует правительство. Я от этого просто отстранен.
<b>С одной стороны,</b> на нас давят сети, все время понижая закупочные цены, при этом сами повышают цену продаж. С другой стороны, байеры, которые вообще не заинтересованы в конечном результате.
<b>DP.RU: Через пару месяцев вы готовы запустить Дмитровский мясокомбинат, который недавно купили?</b>
<b>В.Д.:</b> Сам Дмитровский мясокомбинат работает, не переставая, под своим брендом. Мы удвоим производство копченых колбас, на которых он будет специализироваться. Благодаря облигационному займу, который провели год назад, порядка $15 млн мы уже инвестировали в его реконструкцию.
<b>К новому году</b> будем производить новые колбасы. Мы отличаемся скоростью. Мы очень скоростная компания. Быстро реагируем на все.
<b>DP.RU: На какие объемы выйдете за год?</b>
<b>В.Д.:</b> За 2008 год на "Дымове" и "Дмитровском" мы планируем выпустить 500 тонн сырокопченой колбасы. Мы станем самым крупным производителем на рынке. Кроме того планируем прикупить завод в Италии. И в Австрии есть предложение на покупку завода. Уже давно идет переговорный процесс. Просто у нас сейчас много инвестиционных текущих проектов.
<b>DP.RU: Сколько и во что вы инвестировали средства в 2007 году?</b>
<b>В.Д.: </b>Порядка $ 1,1 млрд инвестировали в развитие колбасного направления. Мы купили площадку "КампоМос" – примерно за $ 15 млн. И купили Дмитровский мясокомбинат. Остальное из инвестиций вложили в его реконструкцию.
<b>DP.RU: Планируете новые заимствования?</b>
<b>В.Д.:</b> Планируем выпустить облигации к маю 2008 года, поскольку весной у нас грядет погашение. То есть в мае планируем начать размещение облигаций в объеме 2 млрд.
<b>DP.RU: Вы открыли сеть ресторанов "Дымов №1". Удачный проект?</b>
<b>В.Д.: </b>Он добавляет бренду ценности и открывает новые возможности. Мы с Аркадием Новиковым открыли ресторан год назад. Сегодня разработана линейка продуктов "Дымов №1". Реализуем ее вместе с Metro. Специально для них разрабатываем продукты.
<b>DP.RU: Что это за продукт?</b>
<b>В.Д.:</b> Мы начали выпускать колбаски для сети своих ресторанов. И очень многие рестораны обратились к нам с просьбой, а не можете ли и для нас такие выпускать. Мы долго не дискутировали: Новиков сказал, почему бы и нет. Не будешь ты делать – будут другие.
<b>Поэтому часть</b> колбасок мы отправляем в его рестораны, в отели Marriott - они очень много у нас закупают колбасок и бекона.
<b>У нас сложились</b> очень хорошие отношения с Metro, поскольку там очень много гурманов-итальянцев. Сейчас Metro формирует нишу продукции для ресторанов, и просит, чтобы мы в этой нише поработали.
<b>Для них будем</b> выпускать большую упаковку колбасок под брендом "Дымов №1". Пока это будет эксклюзивный продукт только для Metro. Об объеме продаж этого продукта – тяжело говорить, поскольку это новация на рынке.
<b>Такие маленькие проекты</b> имеют право на существование. У меня есть приятель – Джон Ворон. Англичанин, который производит тонну в неделю колбасных изделий в высоком ценовом сегменте. Ему на жизнь хватает, а больше ему не надо – играет на гитаре, поет песни и радуется жизни.
<b>DP.RU: Как развивается ваш проект книжных магазинов "Республика"?</b>
<b>В.Д.:</b> Открыто пять магазинов "Республика" и подписаны договоры об открытии еще трех. К концу года в Москве будет десять магазинов "Республика". Оборот по пяти "Республикам" в 2007 году мы сделали порядка $40 млн. На следующий год планируем по Москве его удвоить и выйти в города-миллионники – Питер, Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск. К концу 2008 года, думаю, у нас будет порядка 25-30 книжных магазинов по России.
<b>DP.RU: Каков размер инвестиций в один магазин "Республика"?</b>
<b>В.Д.:</b> Порядка $500-600 тыс. Мы делаем качественный формат, а не магазин с полками из холодильника.
<b>DP.RU: Для чего вам понадобился книжный бизнес?</b>
<b>В.Д.:</b> В мясном бизнесе я оказался случайно. А книжные магазины - это то, что мне нравится.
<b>DP.RU: А как вы в мясном бизнесе оказались?</b>
<b>В.Д.:</b> Просто товарищ предложил заняться мясопереработкой. Я и занялся.
<b>DP.RU: Вам было все равно, чем заниматься?</b>
<b>В.Д.: </b>На тот момент да. Представьте, я – работник суда, в прошлом военный. Ну почему не заняться мясопереработкой. Мне было 24 года. В том возрасте мне было многое все равно.
<b>DP.RU: Как складывается ваше партнерство с ресторатором Аркадием Новиковым?</b>
<b>В.Д.:</b> Я от многих партнерств отказывался, а от этого не смог отказаться. Мы очень похожи ментально. Он очень комфортный в работе и общении, гибкий. Как и я - в большей степени смотрит на развитие рынка интуитивно.
<b>DP.RU: Как развивается сеть ваших ресторанов "Дымов №1"?</b>
<b>В.Д.:</b> В этом году мы решили ограничиться тремя ресторанами. Чтобы сформировать идею, отработать нюансы формата. На мой взгляд, получились городские рестораны.
<b>Мы с Аркадием</b> думаем развивать их как рестораны среднего уровня на каждый день. В 2008 году откроем еще рестораны. Но пока пытаемся прочувствовать их концепт до конца.
<b>DP.RU: Сбои в концепции есть?</b>
<b>В.Д.: </b>Сейчас все очень хорошо. Недавно беседовал с директором ресторана на Софийской набережной. Он сказал, что у нас очень хорошие показатели за прошлый месяц. Какие – военная тайна.
<b>DP.RU: Какую долю в вашем личном бизнесе занимают ресторанный и книжный?</b>
<b>В.Д.:</b> Я так не делю свой бизнес. По целям и задачам я сейчас больше в книжном проекте. В ресторанном – меньше всего. Там есть авторитет Аркадия Новикова, который непререкаем. Я помогаю ему системно, как менеджер, а Аркадий больше заправляет кухней.
<b>DP.RU: Почему вас больше увлекает книжный бизнсе?</b>
<b>В.Д.:</b> Это - стартап. Важно сформировать идею, которую потом будем реализовывать.
<b>DP.RU: То есть вскоре может появиться четвертый стартап и вы увлечетесь им?</b>
<b>В.Д.:</b> Я не знаю. Почему бы и нет. Пока есть здоровье и силы, почему бы и не поработать.