Сети воздержатся от покупки конкурентов

Домашняя сеть "Ниеншанц" в середине ноября расширяет зону охвата, строя сеть в Калининском районе. Однако окупаемость вложений на этом рынке падает, отмечают аналитики.

<b>Для увеличения охвата</b> достаточно приобрести одну или несколько "мелких" домашних сетей, чтобы не строить собственную. Подобным образом в минувшем месяце поступил SkyNet, выкупивший у HomeForce (Приморский район) абонентскую базу из 600 человек. Однако стоимость компаний (складывается из стоимости сети и абонентской базы), обслуживающих порядка 10 домов и менее, сильно завышена.
<b>Поэтому "Ниеншанц" активно</b> строит собственную сеть в Калининском районе. Сейчас к ней подключены 15 домов у станции метро "Академическая", всего же запланировано 400 домов. В компании рассчитывают подключить здесь порядка 3,5 тыс. абонентов. Основная часть клиентов проживает в Невском районе, где "Ниеншанц", по собственным данным, лидирует по числу подключений. По словам генерального директора "Ниеншанц-Хоум" Дмитрия Новикова, число пользователей превысило 20 тыс. человек.
<b>"Мы предпочитаем </b>расширяться за счет собственного строительства, так как при этом соблюдаются нормы строительства и обеспечивается гарантированное качество предоставляемых абонентам услуг. Покупка других компаний интересна только с точки зрения определенной абонентской базы, но при этом зачастую затраты на перестройку сети слишком велики. Как правило, ежемесячно вкладываем в строительство и развитие $200 тыс. Эта сумма складывается из привлеченных средств и выручки от абонентов. Потенциал команды компании позволяет увеличить размер инвестиций в развитие и строительство сети до $500 тыс. в месяц", – сообщает он.
<b>"Целесообразность строительства сети</b> или, как вариант, приобретения нишевого игрока во многом определяется районом. В центральных районах современную и оборудованную сеть Ethernet строить дорого, а договориться об аренде с доминирующими игроками довольно сложно. Вместе с тем покупать мелкого оператора невыгодно (особенно в "спальных" районах). Для сравнения: один "чужой" абонент стоит от $300 до $500, а при строительстве сети абонент обходится оператору от $40, если в районе созданы хорошие условия. Обычно это цифра колеблется в пределах от $50 до $100, несколько лет назад средняя "стоимость" абонента составляла $150", – отмечает аналитк iKS-Consulting Константин Анкилов.
<b>"Домашние операторы пытаются </b>свести затраты к минимуму, так как окупаемость на этом рынке плохая. Показатель ARPU с одного абонента – $15–20. Когда приобретение небольшого оператора – единственный выход, покупающая компании старается ограничиться его абонентской базой, чтобы не брать на себя еще и расходы по доведению до ума технически слабой сети", – комментирует он.
<b>"Сегодня рынок вызывает</b> сомнение у самих игроков. Ожидаемых прибылей домашний интернет больше не приносит. Стандартные услуги стоят копейки, дополнительные, вроде IP-TV, развиваются слишком медленно", – полагает менеджер по маркетингу компании "Элтел" Константин Киселев.
<b>"Этим летом</b> после нашумевшей истории с продажей активов компании "Мультирегион" рынок фактически обвалился. Цены упали, стоимость мелких компаний признана завышенной. Операторы стараются воздерживаться от таких приобретений", – заключает он.
<i>Наталья Рыжкова</i>