Дмитрий Страшнов: "Мы изучаем опыт "агрессивных" конкурентов"

В следующем году подразделения компании Philips, занимающиеся бытовой электроникой и бытовой техникой, сольются в одно. Что ждет Philips в России рассказал в онлйн интервью с читателями dp.ru Дмитрий Страшнов, вице-президент, генеральный менеджер Philips Consumer Electronics в России.

<b>Ксения</b>: Назовите пятерку крупнейших игроков на нашем рынке и примерные доли.
<b>Дмитрий Страшнов: </b>По оценкам специализированных исследовательских агентств (нас измеряет GFK) рынок бытовой электроники сегодня выглядит таким образом: Philips, Samsung, LG, Panasonic и Sony. Совокупная доля на рынке бытовой электроники у Philips составляет на сегодняшний день 15,2%. Мы находимся на втором месте, уступая Samsung. Это естественно по тому ассортименту, с которым Philips присутствует на рынке, отсюда убраны те категории, где Philips не присутствует вообще (фотоаппараты, цифровые камеры и т.д.). Это доля в деньгах.
<b>Villy: </b>Какая категория товаров для вашего дивизиона Филипса является ключевой, приносящей наибольший доход?
<b>Д.С.: </b>Стратегическим направлением для себя мы считаем направление плоских телевизоров - ЖК и плазма. С большим акцентом на ЖК-панели, потому что мы считаем, что за ЖК-панелями будущее. На телевизоры приходится более 50%. Вторая категория - это аудио и видео проигрыватели, dvd проигрыватели. И затем категория аксессуаров и периферии, где у нас сильные позиции. Например, по наушникам у нас 40% рынка. Эта категория весьма интересна для нас с точки зрения развития и прибыли.
<b>Иван: </b>Вы считаете себя лидером на рынке продавцов телевизоров в России? Какая у вас доля?
<b>Д.С.: </b>По данным исследовательских агентств IT Research и GFK Rus Philips стал лидером российского рынка плоских телевизоров (ЖК и плазма) в 2006 году с долей рынка – около 21 % в количественном выражении и около 24% в денежном. По результатам за первое полугодие 2007 года Philips, согласно данным этих же агентств, продолжает удерживать позицию лидера на рынке плоских телевизоров.
<b>Polly: </b>Какие сильные стороны вы отмечаете у своих конкурентов, в частности у Samsung?
<b>Д.С.: </b>Одна из ярких характеристик нашего конкурента - это в хорошем смысле слова агрессивность на рынке. Я думаю, что у них есть определенные преимущества с точки зрения реагирования на изменения на рынке. А также они очень много инвестируют в бренд. Мы, безусловно, изучаем их опыт, в чем-то учимся, в чем-то пытаемся опережать.
<b>Инна: </b>Как вы планируете расширять свое присутствие в России? В каких сегментах у вас лидерство в России, в каких вы &#171;лузеры&raquo;?
<b>Д.С.: </b>Мы коммерческая компания, и естественно нам интересны те ниши, где мы зарабатываем наибольшее количество денег. Позитивные сегменты с точки зрения маржинальности и имиджа - это сегмент телевизионной техники. В меньшей степени нам интересно бороться за долю рынка мониторов. Это сложный рынок, низко рентабельный, конкурентный, подверженный сезонности. Будем также акцентироваться на сегменте аксессуаров и периферии (наушники, пульты управления). Этот сегмент позволяет занимать нам большую долю рынка и зарабатывать неплохие деньги. Планов уходить из какого-либо сегмента, в котором мы присутствуем сейчас, у нас нет. Что касается дальнейшего развития в России, то, скорее всего, стоит говорить о расширении всего рынка. Мы будем лучше работать с дистрибьюторами и вкладываться в маркетинг.
<b>Vonka: </b>Пару недель назад слышал, что в российском офисе Philips чуть ли не репрессии - российских менеджеров увольняют, а на их место ставят западных. Это действительно так? В связис чем была та информация?
<b>Д.С.: </b>Согласно регулярно публикуемым рейтингам Dow Jones по корпоративной и социальной ответственности Philips постоянно находится в числе лидеров по уровню отношения к сотрудникам, потребителям и другим стейкхолдерам. В связи с этим просто представить невозможно дискриминацию сотрудников по национальному или по какому-нибудь еще признаку. Что касается природы возникновения этого слуха. В сентябре 2007 года руководством компании была обнародована стратегия развития Philips до 2010 года. Опубликованный документ подразумевает колоссальное изменение структуры компании. Достаточно сказать, что с 1 января 2008 года два крупнейших подразделения компании – бытовая электроника и бытовая техника сольются в одно – Philips Потребительские товары. В России ни один сотрудник не будет уволен по этой причине, даже наоборот - будут открыты новые вакансии. Но видимо, не все понимают это так однозначно, поэтому и поползли нелепые слухи о дискриминации.
<b>Ира: </b>Раньше считалось что европейская сборка лучше желтой - сейчас белой сборки почти не осталось. Кто сегодня задает стандарты качества?
<b>Д.С.</b> : Вы правильно сказали, что раньше считалось, что европейская сборка лучше желтой. Однако за последние десять лет очень сильно поменялась точка зрения в мире на эту проблему. Глобальные компании, собственники торговых марок и технологий, занимаются контролем качества и сборки, и конечного продукта. Поэтому независимо от страны происхождения, качество товаров мировых брендов достаточно высокое. Я бы не стал говорить о белой, желтой или синей сборке. Есть сборка на соответствующих мощностях, отвечающих стандартам качества. А расположены они могут быть практически в любой стране мира.
<b>Den_p: </b>У вас осталось что-то в европе? В смысле производств?
<b>Д.С.: </b>Да, у Philips в нескольких категориях существуют европейские сборочные площадки. Если говорить о Consumer Electronics то у нас есть два производства во Франции и Бельгии. Нам удается держать конкурентные цены на товары, произведенные в Европе. Эти товары, так как они высокотехнологичные, позиционируются в более высокой ценовой категории.
<b>Den_p: </b>У вас были планы по запуску сборочного производства в России? Но пока так ничего и не случилось. Будете открывать? Когда? Где?
<b>Д.С.: </b>Четких планов у нас не было. Мы исследовали эту возможность, изучали рынок. На сегодня мы не видим необходимости открытия сборочных производств в России. Это обусловлено тем, что мы используем мощности наших партнеров. Это сборочное производство на территории Калининградской области. На сегодняшний день такая бизнес-модель оправдывает себя. И пока мы не планируем что-то другое. При открытии или инвестировании в серьезные производственные проекты необходимо учитывать, что заводы должны работать не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Говорить о том, что мы построим на территории России завод, который будет поставлять технику в Центральную или Западную Европу, пока рановато. А завод, работающий только на внутренний рынок, экономически нецелесообразен.
<b>Дима:</b> Особенностью российского рынка является то, что много доморощенных брендов с англоязычными марками. Все мы их знаем Vitek, Scarlet. Мы знаем, что это российский капитал, и в то же время это локальные бренды. Доставляют ли они вам проблемы? Как вы с ними боретесь?
<b>Д.С.: </b>Перечисленные торговые марки не представляют для нас серьезных угроз по разным причинам. Ну, прежде всего, Philips - бренд с серьезной историей, а я думаю, что при выборе высокотехнологичной техники, потребитель обращает на это внимание и часто отдает предпочтение мировому бренду. Надо понимать также, что рекламные и маркетинговые бюджеты компании Philips несопоставимы с бюджетами названных марок. Поэтому информированность о наших товарах, конечно, выше. И еще один момент, являясь инновационной компанией, Philips постоянно обновляет модельные ряды. Более 12% прибыли ежегодно компания тратит на инновационные разработки. Я не думаю, что перечисленные производители способны тратить такие же средства на разработку новых моделей.
<b>Анна Рекламовна:</b> Каков рекламный бюджет компании на Россию?
<b>Д.С.: </b>Частично смогу ответить на этот вопрос, приведя долю присутствия в медийном пространстве (share of voice) по оценкам компании "Карат". Мы входим в тройку крупнейших рекламодателей в индустрии с долей 17-20%. Для примера могу сказать, бюджет текущей рекламной кампании нового телевизора Aurea составляет порядка 10 млн. евро.
<b>Денис Иванович:</b> Philips сам таможит свою технику? Высока доля контрафакта? ее подделывают? как компания с этим борется? Кто подделывает? Были ли примеры подделок российского производства?
<b>Д.С.:</b> С 1 июня 2007 года подразделение Philips Consumer Electonics перешло на прямые поставки техники на территорию России. Полный переход на новую бизнес-модель, так называемую он-шорную, у нас состоится в следующем году. С переходом на прямые поставки возможности нелегального ввоза практически исключены. Мы уверенностью можем сказать, что сегодня товар Philips в Россию нелегально не ввозится. По поводу контрафактной продукции: за время моей работы в компании я не сталкивался ни с одним случаем контрафакта.
<b>Иван:</b> Способствует ли Philips внедрению телевидения высокой четкости в России?
<b>Д.С.: </b>Philips продемонстрировал систему телевидения высокой четкости для спутникового телевещания еще в 1988 году. После этого Европейский Федеральный Комитет по Связи принял программу испытаний, задачей которой было внедрение полностью цифровой системы HDTV. В результате этих испытаний в 1996 году телерадиовещательные компании, производители телевизоров и компьютеров договорились о межотраслевых стандартах цифрового HDTV. По данным исследовательской компании Screen Digest к 2010 году число пользователей HDTV только в Западной Европе превысит 50 млн. и около 100 телеканалов будут вести вещание в этом формате. В России старт развитию регулярного телевидения высокой четкости дала спутниковая телекомпания НТВ+. Приятно отметить, что за год до этого Philips организовал прямую трансляцию всех матчей чемпионата мира по футболу в Москве в одном из ресторанов, тем самым, представив новый формат телевидения одним из первых в России.
<b>Ольга:</b> Насколько важно для Philips развитие категории товаров по уходу за ребенком?
<b>Д.С.: </b>В этом вопросе мы выходим за рамки существующего на сегодняшний день подразделения Consumer Electronics, поскольку товары для детей сейчас относятся к подразделению Domestic Appliance. В прошлом году эта категория была переведена в подразделение наших коллег. В прошлом году Philips купил компанию Avent, лидера по производству товаров для матери и ребенка. И уже сегодня на рынке можно видеть товары под маркой Avent-Philips. И думаю, что количество этих товаров с каждым годом будет только увеличиваться.
<b>Иван:</b> Когда в России появятся плееры Blu-Ray от Philips?
<b>Д.С.: </b>С декабря уже можно будет приобретать Blu-Ray от Philips в магазинах России. Но надо понимать, что пока на рынке ощущается дефицит носителей такого формата. Человеку, купившему проигрыватель, приходится приложить немало усилий, чтобы купить диск такого формата. Мы ждем, когда контент в этом формате будет более доступен, а также ждем расширения линейки, потому что выводить на рынок одну-две модели в линейке нецелесообразно. В следующем году мы ждем увеличения числа моделей, тогда уже можно будет выводить эти товары на рынок и, кстати, по более доступным ценам.
<b>Дима: </b>Как можно заниматься всем? В чем фишка?
<b>Д.С.: </b>Мы выбрали стратегию, сфокусированную на трех направлениях, в которых мы будем развиваться - это забота о здоровье, стиль жизни и технологии. Если говорить о продуктах - это световая техника, медицинская техника и бытовая электроника. И в дальнейшем мы будем придерживаться этих трех направлений.
<b>Лариса Ивановна</b>: Кто на рынке мобильной связи ваш конкурент? Какая у вас доля на российском рынке мобильных телефонов? Как вы собираетесь увеличивать ее? или для вас это не приоритетное направление?
<b>Д.С.: </b>На рынке достаточно много моделей телефонов под брендом Philips. Однако это направление было в 2007 году передано на определенных коммерческих условиях крупнейшему китайскому производителю телефонов - компании Chinese Electronics Company. На сегодняшний день по условиям соглашения мы продолжаем заниматься дистрибуцией телефонов под брендом Philips. Но в следующем году дистрибуция перейдет к упомянутой компании.
<b>Макс:</b> Чем Philips нас будет удивлять завтра/послезавтра, особенно в области телевидения?
<b>Д.С.: </b>Если говорить о завтрашнем дне, это технологии передачи изображения. Мы говорим о так называемых 3D дисплеях, которые передают объемные изображения. На таких телевизорах можно будет видеть объемное изображение без каких-либо специальных устройств. Очки, какие выдают в кино, не потребуются. Сейчас эту технологию используют в профессиональных устройствах, для обычного пользователя такая технология будет доступна в течение двух-трех лет. У нас в офисе уже сейчас висит такая панель, которая показывает 3D изображение достаточно высокого качества.
<b>Наталья</b>: Очень нравится дизайн Вашей продукции. С молодыми дизайнерами сотрудничаете?
<b>Д.С.:</b> Два года назад Philips отмечал 80 лет со дня появления направления дизайна в компании. Сегодня Philips Design насчитывает более 2000 сотрудников и является одной из крупнейших компаний в области промышленного дизайна в мире. Это подразделение работает не только на усовершенствование продукции Philips, но и предоставляет свои услуги другим компаниям. Дизайн является ключевым элементом в процессе создания новых устройств и считается одним из ключевых методов в формировании спроса. Именно поэтому Philips работает только с собственным подразделением Philips Design. Однако это подразделение всегда находится в поиске молодых, талантливых специалистов. Чтобы устроиться на работу в Philips Design, надо зайти на наш корпоративный сайт, и по указанным инструкциям отправить информацию о себе в отдел HR. Если говорить о специальных совместных акциях с дизайнерами, мы делали, например, дизайн наушников и флеш-накопителей с кристаллами Swarovski.
<b>Ambricos</b>: Какие у вас планы по видеокамерам?
<b>Д.С.:</b> Сегодня в сегменте цифровых фотоаппаратов и видеокамер прочно обосновались другие производители. Причем, лидерами рынка являются компании, которые исторически фокусировались на выпуске такой технике. Поэтому Philips пока считает нецелесообразным выход на этот рынок.
<b>Виктор:</b> В июне купил телефон Xenium-9@9r. Телефон очень удобный, но русификация выполнена безобразно. Надписи на клавишах не соответствуют буквам (режим Т9), записная книжка не сортируется. Телефон в магазине взяли обратно. С тех пор жду, когда же компания исправит недоделки. Раз в месяц захожу в магазин и проверяю. До сих пор Филипс продает телефоны с теми же неисправностями. Может быть, Вашей компании стоит более уважительно относиться к российским клиентам?
<b>Д.С.: </b>Прежде всего, покупателю надо связаться с нашей сервисной службой. Чтобы прокомментировать, мне надо знать, где телефон был куплен и куда возвращен. Телефон мог быть куплен в магазине, который не является нашим официальным партнером, а их очень сложно контролировать. А вообще, я первый раз получаю такие замечания по работе этой модели, серия Xenium 9@9 очень надежная. Я сам пользуюсь телефонами этой серии уже 7 лет и проблем таких не наблюдаю.
<b>Рома:</b> Пользуетесь ли вы лично техникой другого производителя? И какой пользуетесь "своей"?
<b>Д.С.: </b>Пользуюсь, безусловно. Это техника, которая у Philips не представлена. Например, я очень люблю фотографировать, у меня зеркальный фотоаппарат фирмы Leica. Из продуктов Philips - это новый телевизор Aurea с функцией Ambilight. Это телевизор, который был выведен на рынок неделю назад. У этого телевизора модифицирована функция Ambilight, теперь динамически подсвечивается и рамка вокруг экрана.