00:0002 ноября 200700:00
16просмотров
00:0002 ноября 2007
Каких-нибудь 100 лет назад буквально все, поголовно, как любил говорить Ильич, мечтали о "светлом будущем". Юноши с девушками, сомкнув над книжками невинные лбы, зачитывались утопиями, брались за руки, активно подгоняли время. Виктор Цой тоже не миновал этих увлечений.
Но ход событий и происходящие повсеместно
перемены, восхищая, одновременно все более пугали. Стремительность перемен так
возросла, что начала превосходить сообразительные способности отдельного
человека. Человек стал все энергичнее упираться ножками и ручками для торможения
прогрессивных процессов. Особо нерв-ные авторы охотнее стали создавать
"антиутопии", пугать народы в надежде, что сыщутся такие сочинители или
философы, которые возразят им взвешенно и убедительно, успокоят. Не тут-то было!
Разве что антиутопии стали приобретать признаки и смысл утопий, и наоборот.
Технический прогресс, на который так рассчитывали, во многих случаях обернулся
изобретением средств массового уничтожения и порабощения. Некоторые изобретения
оказались так сладостно комфортны, что о вреде их неохота и задумываться, да и
задумаешься если, то все одно не выдержишь, плюнешь на вред и предпочтешь
комфорт. Доказано же, что и мобильники вредны, и мониторы, да кто ж от них
откажется? И те не стоят на месте, а совершенствуются. Прохожий с манерами
сумасшедшего, бессвязно орущий в пространство, просто общается по телефону с
"ухом". Пожилая женщина, залюбовавшаяся играющими в фантики детьми, скоро не
сможет определить, что это отнюдь не фантики, а электронные носители с готовыми
уроками (утопия), а возможно, и с какой-нибудь жуткой порнухой, которые можно
спрятать на уроке за щеку и смотреть в соответствии с "правом человека"
(антиутопия). Уважать "непродвинутых" старших уж и теперь - вредная глупость и
пустая трата времени. Соображения гуманизма все более представляются рутинными и
как бы неактуальными, когда повсюду ускоренная раздача "реальных"
благ.
Однако речь о нашем родном городе, городе сплошных революций.
Вот-вот грянет революция архитектурная. Из окна мастерской я вижу, как над
гостиницей "Санкт-Петербург" тянутся к небу новые, компьютерным сознанием
созданные, отнюдь не восхитительные доминанты. Из окон этих сооружений будут
открываться виды на исторический центр, что умножит цену за квадратный метр этой
жилой площади, как если б его усыпать бриллиантами. Собственник этих площадей
представляется фигурой малосимпатичной, но, с другой стороны, он, возможно,
вольется в ряды борцов за неприкосновенность облика этого исторического центра.
К примеру, грудью защитит Дворцовую площадь от поползновений торговли или
оплатит защиту ее от воздействия кислотных дождей.
Тем временем энергией
напирающей молодежи создастся что-нибудь иное. Поскольку нового, столь же
ненаглядного центра не спроектировать, так они могут соорудить в отдалении
какую-нибудь надувную "молодежную" архитектуру, меняющуюся по моде раз в
полгода. А традиция выразится в том, что будут фальшивые виды из окон, некие, к
примеру, пузыри-мониторы, изображающие тот же исторический центр (но не в пример
дешевле) с наилучшего ракурса, с подсосом свежего воздуха. Открыл окно,
полюбовался перекрестком Невского и Литейного, подышал прохладой, а не нравится
- отключи пузырь и любуйся промышленным пейзажем. Или восстановил на мониторе
разрушенный памятник - и не нужно переживать. Главное, чтобы электричества и
нефти хватило на все фантазии. Не то ведь "рубанется" однажды оно всерьез, нефть
иссякнет, и придется специалистам телерекламы осваивать добычу угля и дров.
Паровозы, руководимые переквалифицировавшимися хакерами, вернутся на железные
дороги. Конная тяга войдет в необычайную моду, и малый бизнес оккупирует
торговлю конскими яблоками для удобрения дачных угодий. Миллионы граждан
оседлают велосипеды и на большой скорости устремятся по своим делам через
просторные виадуки, назначенные было для автомобильных пробок. Нефтяные магнаты,
погоревав над опустевшими скважинами и обнаружив резкое к себе охлаждение со
стороны близких и возлюбленных, распродадут нажитое и запишутся в секции мягкой
игрушки. Что это - антиутопия? А может, утопия? Экология вздохнет облегченно.
Продукты питания посвежеют. Закуска! Романтизм вернется в культуру и искусство.
Всех станет тошнить от порнографии и подташнивать от эротики. И даже "Черный
квадрат" Казимира Малевича займет, наконец, законное место половика у двери.
Нет, это утопия!