Агрессия light

Выставка "Америка сегодня: Выбор Чарлза Саачи". Эрмитаж. Главный штаб. До 13 января.

Крупнейший российский музей представил вниманию публики ряд произведений творчески левых американских художников из коллекции лондонской Галереи Саачи. Но акт культурной агрессии не удался. Разочарование - главное ощущение от выставки, которая обещала так много. С каждым залом у непредвзятого зрителя растет замешательство, а затем и огорчение. Когда-то врачи-экспериментаторы, дабы омолодить чей-нибудь увядающий организм, вживляли в него обезьяньи семенники: впрыскивание молодой биологической жидкости в старые скважины давало неплохой результат. В случае с творчески одряхлевшим "актуальным искусством", увы, такая операция не столь эффективна. Харизматичные отцы-основатели contemporary art остались одиночками на ниве, которую некогда они начали возделывать.
Осторожный протест
Молодые американские мастера, по версии Саачи, не обладают ни свежими идеями, ни необходимой долей безумия, ни куражом, ни просто мастерством. Очень похоже, биологические часы того, что мы называем актуальным искусством, отсчитывают уже потусторонний его срок.
Выспреннее название выставки "Америка сегодня" вводит в заблуждение. В экспозицию включены работы отнюдь не "про всю Америку" и не "всей Америки", а всего лишь 21 автора, приблизительно одного возраста (около 30 лет) и одного плана ("игры протеста"), причем в значительном фаворе оказались с разной степенью ловкости воспроизведенные "устаревшие миры живописи и скульптуры", по слову кого-то из почему-то не названных кураторов.
Почти ничего не осталось и от обещанных зрителям "экзистенциальных вопросов", и от "таких общечеловеческих тем, как нищета, неравенство и эмиграция, не говоря уже о "всеобщих проблемах окружающей среды". Жесткого протеста и шокирующей проблемности удалось избежать, скорее всего, потому, что произведения прошли как минимум двойной отбор (в Лондоне год назад и теперь в Петербурге). Российский куратор проекта, бровью не поведя, заявил в телеинтервью, что нашей малоподготовленной публике решили не показывать работы, которые могли бы ее обидеть. Странное впечатление производят кураторские тексты.
Наивные претензии на остроумие, позволяющие подозревать тайную враждебность выказавшего их аналитика объекту его анализа: "Бедный удав (речь об "Особом объекте" Стивена Роудса), страдает от интоксикации современным искусством, покрываясь зелеными кислотными пятнами".
Маловразумительная скороговорка диджейского стиля: "Разорвав медицинский справочник на части (а на что еще можно разорвать что-либо?), она дополнила его (справочник?) вырезками. На выставке представлено пять работ из этой серии". Уверен: те, кто ходит в Эрмитаж, умеют самостоятельно считать до пяти.
Помещения, в которых проходит выставка, малоподходящи. В современном Петербурге кто-то строит столь же колоссальный, сколь и вздорный "Охта Центр", а кто-то запихивает крупногабаритное современное искусство в тесные кабинетики Главного штаба, будто шапку в рукав.
Показ достижений актуального американского искусства весьма далек от совершенства. Но проект "Эрмитаж XX / XXI" только начинается. Пожелаем успехов и будем следить.