С письменного согласия клиента

СПб. С 1 января 2008 г. за использование персональных данных клиентов без их письменного согласия фирмам грозят штрафы до 10 тыс. рублей.

В сентябре это-го года принято Постановление Правительства РФ 575, где впервые дано определение понятия "спам". Если следовать букве закона (а кроме Постановления к отношениям с клиентами применим еще и Закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации"), рассылка поздравлений клиентам компании, например, совместно с предложением новогодних скидок будет являться спамом при отсутствии согласия адресатов на получение сообщений.
То есть если в новостную рассылку компания внесла человека, который имел неосторожность запросить ее о чем-либо по почте или через ее сайт, но не выразил письменно своего согласия на получение сообщений, компания, используя его адрес в рекламных рассылках, нарушает закон.
Некоторые провайдеры предлагают "легальную рассылку": их клиенты ранее сами заполнили анкеты, разрешающие присылать новос-ти по определенным тематикам. Однако в этом случае может быть нарушен вступивший в феврале этого года в силу Федеральный за-кон "О персональных данных".
В законе сформулировано, что необходимо согласие субъекта на обработку персональных данных и это согласие должно относиться только к определенным видам использования информации, из рамок которых выходить нельзя. Согласие выдается "своей волей и в своем интересе" и может быть отозвано.
И, конечно, персональные данные, несмотря на то что это важный актив (не имеющий специального юридического статуса), не могут быть товаром в бизнес-процессах. Следует проанализировать существующие информационные отношения в компании, разработать внутреннюю (для сотрудников) и внешнюю (для клиентов) политику компании в области персональных данных.
Согласно редакции Федерального закона от 22.06.2007 116-ФЗ ст.13.11, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере 300-500 рублей; на должностных лиц - 0,5-1 тыс. рублей; на юридических лиц - 5-10 тыс. рублей.
Виктор Наумов, юрист, партнер в сфере правовой защиты интеллектуальной собственности, IT и массовых коммуникаций юридической фирмы "БАЙТЕН БУРКХАРДТ" (выступление на конференции "Правовое регулирование рекламы в свете нового Федерального закона "О рекламе". Практика правоприменения", организованной газетой "Деловой Петербург")
Виктор Наумов, юрист, партнер в сфере правовой защиты интеллектуальной собственности, IT и массовых коммуникаций юридической фирмы "БАЙТЕН БУРКХАРДТ"
Знаете ли вы о вступающем в силу с 1 января 2008 г. постановлении и как готовитесь к изменениям?
Ольга Ивакина, заместитель директора по маркетингу и развитию отеля "Матисов домик":
"Об ответственности за использование персональных данных не слышала. Мы проводим анкетирование клиентов для маркетингового подразделения, внесем, скорее всего, уточнения в анкету".
Валентина Гуляева, маркетолог салона элитной керамики NOVUS:
"Деятельность маркетолога жестко регламентирована. Нужно знать многие законы. Ознакомимся с сентябрьским постановлением и при необходимости внесем коррективы в работу".