Экзистенциальная непреодолимая черта

СПб. Образ России в глазах всего остального человечества - болезненная тема. В Европе нас, мягко говоря, не любят. Или побаиваются и оперируют давними штампами о русском самодурстве и свинстве.

Начиная с маркиза Де Кюстина, оставившего нелицеприятные заметки о нашей стране в книге "Россия в 1839 году", и по сей день мы регулярно сталкиваемся с некоторым смутно высказанным сожалением по поводу самого существования России. Ницше как-то написал: "Подлые люди не поют песен. Однако у русских есть песни. С чего бы это?" Бисмарк говорил, что для разоблачения господ социалистов ему бы очень хотелось построить социализм в отдельно взятой стране. И добавлял, имея в виду Россию, что надо только выбрать для эксперимента страну, которую не жалко.
Один из персонажей известного фильма Георгия Данелия говорит, что "соседство с галактикой Кин-дза-дза - наша беда". Примерно так рассуждает и средний европеец на тему России. Мол, приходится, к сожалению, иметь в соседях эту загадочную необъяснимую свинскую страну, и ничего с этим нельзя поделать.
Склонность к взяточничеству, грязь, самодурство. Можно найти страны, где все это присутствует еще в большей степени, чем в России. Но там это понимается как естественное положение дел, которое можно исправить. По отношению к России это воспринимается как экзистенциальная черта, которую не преодолеть.
Цари в головах
В силу приоритета коллективистской имперской идеи над достоинством частного лица в нас живет презрение к идее комфорта и тихого обустройства быта. Только трансцендентная, а значит, имперская задача способна провести мобилизацию сил в русском человеке. Вокруг может царить мерзость запустения, но когда возникает "государево дело", когда тебя зовут не к обустройству быта, а к покорению Константинополя, завоеванию просторов космоса или призывают "землю в Гренаде крестьянам отдать", все приходит в движение. Это тонко прочувствовал все тот же Данелия. Жители планеты Плюк знают, как преодолеть гравитацию, и летают между планетами, но при этом все у них ржавое и убогое. Это великий образ России. Да, мы установили флаг под Северным полюсом, а Москва непременно станет Третьим Римом, но исправной сантехники у нас не будет никогда.
Тот же присущий нам имперский комплекс автоматически актуализуется, как только появляется внешний наблюдатель. Постоянно быть на виду чрезвычайно важно для русской ментальности. В нас есть внутренняя имперская потребность удивить весь мир. Конечно, хотелось бы удивить шедеврами искусства или достижениями науки. Но это требует кропотливой работы и свободной человеческой личности. Не получается - тогда можно удивить претензией на мировое господство. Все равно как. Самое страшное - остаться незамеченным.
Знай наших
Данила Багров из "Брата 2", ставящий на уши Америку, стал национальным героем, материализовав наше скрытое желание заставить европейский мир недоуменно развести руками. Мы с удовольствием смеемся над миниатюрами юмористов, описывающих поведение русских за рубежом. Причем это всегда ситуации "слона в посудной лавке", нарушающего мирное течение европейской жизни. И в нашем смехе присутствует злорадная нотка - знай наших. И знаменитое самодурство купечества, которое весь XIX век беспокоило Европу, и сегодняшние нувориши, кутящие за рубежом, неизменно выступают в качестве шокирующего элемента. Это положение сохраняется при всех режимах, при любом общественном строе.
В каком-то смысле это реализация христианской идеи. "О, если бы ты был холоден или горяч, но ты не холоден и не горяч, а всего лишь тепл, потому изблюю тебя из уст своих", - написано в Библии. Россия в своем имперском величии реализует либо холодность, либо горячесть, лишь бы не быть изблеванной из уст. Чтобы всегда оставаться на виду. Чтобы отличаться "лица необщим выраженьем" и гордиться этими обидными, в общем-то, словами Тютчева, что "умом Россию не понять".
Огромное число россиян прекрасно устроились на Западе как частные лица. И пока они не ассоциируют себя с Россией, они идеально вписываются в тот образ жизни. Но как только они задумываются о национальной самоидентификации, то коллективное бессознательное заставляет их вести себя как "слон в посудной лавке". У нас есть два пути. Либо мы отказываемся от собственной идентификации, растворяемся, ассимилируемся с Европой. Либо, оставаясь русскими, должны принять наше свинство, хамство и самодурство. Ибо нет иного способа продемонстрировать миру свою русскость, кроме как подыграть в той или иной форме устоявшемуся образу.
Александр Секацкий
Мы установим флаг под Северным полюсом, но исправной сантехники у нас не будет никогда
Биография
Александр Секацкий
- Петербургский философ, софист по убеждению и призванию.
- Родился в Минске в 1959 г. Поступил на философский факультет ЛГУ в 1975 г., а закончил его в 1990 г., поскольку был исключен за антисоветскую агитацию и пропаганду. Отслужив в стройбате и получив навыки многих полезных профессий (сторожа, кочегара, киномеханика, сварщика, табунщика, осветителя и др.), укрепился на философской стезе.
- Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета СПбГУ. Область научных интересов: метафизика лжи, проблема исторического времени, философская шпионология, философия соблазна, история чувственности.