00:0001 ноября 200700:00
36просмотров
00:0001 ноября 2007
СПб. Образ России в глазах всего остального человечества - болезненная тема. В Европе нас, мягко говоря, не любят. Или побаиваются и оперируют давними штампами о русском самодурстве и свинстве.
Начиная с маркиза Де Кюстина, оставившего
нелицеприятные заметки о нашей стране в книге "Россия в 1839 году", и по сей
день мы регулярно сталкиваемся с некоторым смутно высказанным сожалением по
поводу самого существования России. Ницше как-то написал: "Подлые люди не поют
песен. Однако у русских есть песни. С чего бы это?" Бисмарк говорил, что для
разоблачения господ социалистов ему бы очень хотелось построить социализм в
отдельно взятой стране. И добавлял, имея в виду Россию, что надо только выбрать
для эксперимента страну, которую не жалко.
Один из персонажей известного
фильма Георгия Данелия говорит, что "соседство с галактикой Кин-дза-дза - наша
беда". Примерно так рассуждает и средний европеец на тему России. Мол,
приходится, к сожалению, иметь в соседях эту загадочную необъяснимую свинскую
страну, и ничего с этим нельзя поделать.
Склонность к взяточничеству,
грязь, самодурство. Можно найти страны, где все это присутствует еще в большей
степени, чем в России. Но там это понимается как естественное положение дел,
которое можно исправить. По отношению к России это воспринимается как
экзистенциальная черта, которую не преодолеть.
Цари в головах
В
силу приоритета коллективистской имперской идеи над достоинством частного лица в
нас живет презрение к идее комфорта и тихого обустройства быта. Только
трансцендентная, а значит, имперская задача способна провести мобилизацию сил в
русском человеке. Вокруг может царить мерзость запустения, но когда возникает
"государево дело", когда тебя зовут не к обустройству быта, а к покорению
Константинополя, завоеванию просторов космоса или призывают "землю в Гренаде
крестьянам отдать", все приходит в движение. Это тонко прочувствовал все тот же
Данелия. Жители планеты Плюк знают, как преодолеть гравитацию, и летают между
планетами, но при этом все у них ржавое и убогое. Это великий образ России. Да,
мы установили флаг под Северным полюсом, а Москва непременно станет Третьим
Римом, но исправной сантехники у нас не будет никогда.
Тот же присущий
нам имперский комплекс автоматически актуализуется, как только появляется
внешний наблюдатель. Постоянно быть на виду чрезвычайно важно для русской
ментальности. В нас есть внутренняя имперская потребность удивить весь мир.
Конечно, хотелось бы удивить шедеврами искусства или достижениями науки. Но это
требует кропотливой работы и свободной человеческой личности. Не получается -
тогда можно удивить претензией на мировое господство. Все равно как. Самое
страшное - остаться незамеченным.
Знай наших
Данила Багров из
"Брата 2", ставящий на уши Америку, стал национальным героем, материализовав
наше скрытое желание заставить европейский мир недоуменно развести руками. Мы с
удовольствием смеемся над миниатюрами юмористов, описывающих поведение русских
за рубежом. Причем это всегда ситуации "слона в посудной лавке", нарушающего
мирное течение европейской жизни. И в нашем смехе присутствует злорадная нотка -
знай наших. И знаменитое самодурство купечества, которое весь XIX век беспокоило
Европу, и сегодняшние нувориши, кутящие за рубежом, неизменно выступают в
качестве шокирующего элемента. Это положение сохраняется при всех режимах, при
любом общественном строе.
В каком-то смысле это реализация христианской
идеи. "О, если бы ты был холоден или горяч, но ты не холоден и не горяч, а всего
лишь тепл, потому изблюю тебя из уст своих", - написано в Библии. Россия в своем
имперском величии реализует либо холодность, либо горячесть, лишь бы не быть
изблеванной из уст. Чтобы всегда оставаться на виду. Чтобы отличаться "лица
необщим выраженьем" и гордиться этими обидными, в общем-то, словами Тютчева, что
"умом Россию не понять".
Огромное число россиян прекрасно устроились на
Западе как частные лица. И пока они не ассоциируют себя с Россией, они идеально
вписываются в тот образ жизни. Но как только они задумываются о национальной
самоидентификации, то коллективное бессознательное заставляет их вести себя как
"слон в посудной лавке". У нас есть два пути. Либо мы отказываемся от
собственной идентификации, растворяемся, ассимилируемся с Европой. Либо,
оставаясь русскими, должны принять наше свинство, хамство и самодурство. Ибо нет
иного способа продемонстрировать миру свою русскость, кроме как подыграть в той
или иной форме устоявшемуся образу.
Александр Секацкий
Мы
установим флаг под Северным полюсом, но исправной сантехники у нас не будет
никогда
Биография
Александр Секацкий
- Петербургский
философ, софист по убеждению и призванию.
- Родился в Минске в 1959 г.
Поступил на философский факультет ЛГУ в 1975 г., а закончил его в 1990 г.,
поскольку был исключен за антисоветскую агитацию и пропаганду. Отслужив в
стройбате и получив навыки многих полезных профессий (сторожа, кочегара,
киномеханика, сварщика, табунщика, осветителя и др.), укрепился на философской
стезе.
- Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и
философии истории философского факультета СПбГУ. Область научных интересов:
метафизика лжи, проблема исторического времени, философская шпионология,
философия соблазна, история чувственности.