"Только не называйте нашу работу туризмом"

СПб. Андрей Воронин, владелец агентства делового туризма Andrews Travel House (ATH), об особенностях работы в сегменте бизнес-трэвел.

- Что собой представляет рынок организации корпоративного туризма? Что вообще в себя включает понятие "корпоративный туризм"?
- Только не называйте нашу работу туризмом. Мы с огромным уважением относимся к нашим коллегам из "чистого туризма". Но это понятие связано с отдыхом, а у нас именно трэвел-индустрия, "деловые перемещения". Наш бизнес - это организация поездок людей, которые прекрасно знают свой пункт назначения.
Известно, что даже в периоды экономических спадов и кризисов сфера организации деловых поездок в сравнении с поездками для отдыха страдает значительно меньше. Хотя деловые путешествия в общем потоке составляют всего 20-25%, на них приходится до 60% общего оборота туриндуст-рии. По данным ВТО, оборот мирового рынка деловых поездок исчисляется сотнями миллиардов долларов. Это заставляет компании задумываться над тем, насколько эффективны их расходы на бизнес-перемещения.
В нашем бизнесе есть два основных направления. Первое - это MICE (meetings, incentives, conferences, events / exhibitions), работа с большими группами и событиями. Второе - фактически аутсорсинг организации единичных переездов, командировок.
- Но всем этим компании могут заниматься сами - заказать билет, оплатить гостиницу, забронировать конференц-зал.
- Да, наши услуги - это разновидность аутсорсинга. Во многих компаниях для организации MICE имеются event-менеджеры. Однако польза от аутсорсинга особенно заметна в ситуации, когда есть некий всплеск активности, потом нет ничего, потом опять всплеск, и на этот краткий период требуются очень большие ресурсы, постоянно держать которые компании невыгодно. Когда мы проводим мероприятие, в котором участвуют 500 человек со всей России, всем нужно сделать визы, оформить билеты, всех нужно собрать в аэропорту, встретить, проводить, проследить, чтобы никто не потерялся. Организация самого мероприятия для такого количества людей - тоже непростая задача. Вы, конечно, можете сами заказать билет и гостиницу. Но крупные, в первую очередь западные, компании, у которых большой бюджет на поездки и определенная трэвел-политика, четкие правила путешествий, выбирают одно агентство и требуют, чтобы это агентство следило за соблюдением этой трэвел-политики. Задача такого агентства - эффективно организовать перевозки и добиться для компании-клиента наи-более выгодных условий обслуживания у авиакомпаний и гостиниц.
- Какие крупные игроки представлены на рынке, насколько сильна конкуренция?
- Хотя официальной статистики по этому поводу не существует, по оценкам Ассоциации агентств делового туризма (BTAA), в прошлом году объем российского рынка корпоративных трэвел-услуг составил от $ 5 до $10 млрд. Рынок развивается очень динамично, ведущие игроки по-стоянно расширяют перечень своих услуг.
Корпоративный трэвел в России начался фактически с западных клиентов. Как только западные компании пришли в Россию, сразу же появилась необходимость их обслуживать. Только они понимали, что это такое, и сразу задали очень высокую планку сервиса. Что касается российских туристических компаний, они начинали работать с россий-скими туристами, которые на тот момент вообще не привыкли к какому бы то ни было сервису. В результате есть сущест-венный разрыв между корпо-ративным трэвелом и туризмом. Так, например, ведущие корпоративные агентства обычно не берут сотрудников из туризма, потому что это совершенно разный уровень сервиса.
В Москве рынок бизнес-трэвел в целом сформировался. Появились лидеры - около 10 компаний с достаточно большим оборотом, с 10-15-летним опытом работы в этой сфере.
Петербург в этом отношении отстает от Москвы на 3-4 года. Компании здесь пока меньше и в основном являются филиалами московских агентств. Кроме того, все занимаются всем, что также характеризует относительную молодость рынка.
Сейчас барьер для входа на рынок очень высок. По нашим оценкам, необходимо инвестировать как минимум полмиллиона долларов, чтобы стать заметным игроком.
Стандартный перечень услуг корпоративного трэвел-агентства включает продажу перевозок (авиационные и железнодорожные билеты), визовый консалтинг, бронирование размещения, консультации и поддержку по привлечению иностранной рабочей силы. В лидирующих фирмах к этому списку все чаще добавляют организацию корпоративных мероприятий, в том числе и связанных с корпоративным отдыхом.
- Что отличает агентства, работающие только с корпоративными клиентами?
- Такое агентство должно уметь делать все. Обладая большей информацией, оно может лучше оптимизировать расходы клиента. Экономить деньги клиента можно, сокращая время на процессинг заказа. Чтобы быстро переоформить дату вылета, компания должна иметь возможность прямого доступа в системы бронирования или прямые договоренности с отелями без посредников. Комплексность - это один элемент экономии. В России исторически трэвел-агентства создавались по продуктовому прин-ципу: они умели предоставлять услуги, например, только по оформлению билетов или бронированию гостиниц. Компания, которая не умеет сама бронировать авиабилеты, может не знать про скидки при покупке билетов через Интернет или систему европейских low-cost авиакомпаний.
Комплексность и универсальность возможны при максимальной автоматизации процесса формирования и исполнения заказа. Мы вложили около $1 млн во внедрение специализированных IT-систем для обслуживания корпоративных клиентов. Эти инвестиции имеют смысл только для корпоративных агентств.
Впоследствии на тендерах они являются явным преимуществом перед агентствами, для которых бизнес-трэвел не является основной сферой деятельности. Это преимущество будет вытеснять их с рынка и способствовать дальнейшей специализации его участ-ников.
- Какие основные тенденции в организации корпоративных поездок Вы можете выделить на мировом рынке в целом и на россий-ском в частности?
- Основная тенденция на мировом рынке, большая доля которого приходится на США, - это автоматизация и жесткий контроль трэвел-политики с помощью технологий. В США до 90% билетов и бронирований гостиниц проходит абсолютно автоматически, без участия человека. У нас этого пока нет совсем.
Если говорить о тенденциях на российском рынке, я бы назвал несколько важных вещей. Во-первых, однозначно предвидится консолидация рынка, потому что во всем мире корпоративный трэвел - это примерно 10-15 компаний, которые контролируют 80% рынка. Нужно быть очень большим и очень эффективным, чтобы получать прибыль. Маленькие компании, скорее всего, уйдут с рынка. Уже сейчас крупные клиенты знают лидеров и обычно даже не приглашают никого другого на тендеры.
Вторая тенденция состоит в том, что российские клиенты начинают понимать, что такое корпоративный трэвел и чем он отличается от туризма. Отчасти это связано с приходом в российские компании специалистов, работавших ранее в западных компаниях.
И третий тренд - это специа-лизация. На молодом рынке все занимаются всем: все делают MICE, корпоративный трэвел, туризм для отдыха. На развитых рынках корпоративные агентства не занимаются туризмом. Это совершенно разные виды бизнеса.
- Как современные компании на российском рынке подходят к организации корпоративного туризма? Что делают правильно, а что нет?
- Иные компании даже не подозревают, что существуют специализированные агентства, и до сих пор покупают билеты в кассах, расположенных рядом с офисом.
Однако многие уже осознают выгоду от сотрудничества с бизнес-трэвел-агентствами - это лучшая организация, контроль, цены и условия для работы.
Как правило, работать с агентством оказывается дешевле, потому что крупные компании проводят тендер, и это позволяет получать лучшую цену за счет объема. Конечно, в первую очередь это актуально для компаний со значительными бюджетами. Таких клиентов не так много, и за них идет борьба. Агентст-во также может помочь компании в разработке трэвел-политики и организации контроля, с тем чтобы билет, который стоит $600, не покупался за $1,5 тыс. Компания получает статистику по всем своим путешествующим сотрудникам. Вводится четкая система, которая определяет, кто каким классом должен летать и в каких гостиницах и в каких категориях номеров жить. Когда есть порядок, расходы всегда снижаются. Еще один уровень - это работа с поставщиками, возможности договориться о скидках на перелет, гостиницу, трансфер.
- Какие наиболее популярные направления корпоративного туризма Вы можете назвать? Как меняются активность и направления в зависимости от сезона?
- В 2007 г. популярными направлениями среди наших клиентов стали Иордания, Португалия, Вьетнам, Англия. Как обычно, лидируют безвизовые страны. В холодное время года наши соотечественники всегда стремятся к морю, и для корпоративного туризма этот факт не исключение.
Весной и летом это в основном Европа. Зимой - Юго-Восточная Азия, Африка, острова Карибского бассейна.
В 2006 г. объем российского рынка корпоративных трэвел-услуг составил от $5 до $10 млрд
Рынок
Некоторые крупнейшие агентства делового туризма (так называемые Travel Management Companies), работающие на российском рынке:
- American Express
- HRG
- Infinity Travel (UniFest Travel)
- Carlson Wagonlit Travel
- BCD Travel
О компании
- Компания АТН Business Travel Solutions - одно из крупнейших агентств на рынке бизнес-трэвел. В пяти офисах компании (Москва, Петербург, Самара, Нижний Новгород и Лондон) работают 250 человек.
- Каждый год АТН обрабатывает около 80 тыс. заказов от 200 корпоративных клиентов с годовым бюджетом на деловые поездки $ 50 тыс. - $ 3 млн.
Биография
- Андрей Воронин основал компанию Andrews Consulting, работавшую в области делового туризма, сразу после окончания в 1993 г. факультета "Вычислительная математика и кибернетика" Московского государственного университета.
- В 2002 г. произошло первое слияние на рынке делового туризма между Andrews Consulting и шведско-американской компанией Travel House, в результате на свет появилась ATH.
- В 1998 г. Андрей Воронин получил степень MBA во французской бизнес-школе INSEAD.
Источник: по даным ATH
Андрей Воронин, владелец Andrews Travel House, cчитает, что петербургский рынок пока еще не чувствует разницу между классическим турагентством и агентством делового туризма.