00:0024 октября 2007
25просмотров
00:0024 октября 2007
Глава РАО "РЖД" Владимир Якунин - и, по слухам, все еще кандидат в преемники - признался недавно, что мечтает о "времени, когда у нас не будет социальных перевозок в плацкартных вагонах, когда более 70 мужчин, женщин, детей и стариков начинают заниматься групповым стриптизом".
Выступление перед
журналистами сводилось к тому, что цены на поезда должны быть доступными, но
условия перевозок не скотскими. (Аплодисменты.) Но это случится не сразу, потому
как объективные трудности. (Вздох.) А пока, увы, есть перекос спроса в сторону
самых дешевых билетов. (Выдох.)
Я все это читал, наугад купив газету, как
раз в очереди за билетами на Ленинградском вокзале. Я в этой очереди уже 10 лет,
с тех пор как в России живу в Петербурге, а работаю в Москве.
"В России"
- важное слово. Во Франции, Италии или Англии очередей нет. Сначала там была
ticketing system - номер очереди отслеживался по табло. Потом продажи ушли в
Интернет: я забирал билеты из автомата на вокзале. А недавно из Рима во
Флоренцию ехал по ticketless - вообще без билета, зная лишь номер заказа. На
европейских дорогах вообще многое изменилось. Поезда стали двухэтажными.
Скорости возросли.
Из сходного у нас я знаю лишь старт тикетинговой
системы на Московском вокзале: вскоре она накрылась медным тазом (и под ним до
сих пор). Скоростной поезд "Сокол" развалился на пробном помпезном пуске, по
анекдоту: "Я кто?" - "Ты "Сокол", задница!" Билеты через Интернет продаются
аналогично: либо с наценкой через ufs-online.ru (в мире ровно наоборот), либо с
очередью в кассу через сайт РЖД. В некоторых новых вагонах нет регуляторов
громкости: врубленный поутру во всю дурь "Шансон" превращает вагон в вагонзак.
Наконец, исчезло главное преимущество: цена. Проезд Париж - Биарриц - Париж (в
один конец 950 км и 5,5 часов) стоит 100 евро, проезд Москва - Петербург -
Москва (в один конец 650 км и 4,5 часа) - 5 тыс. рублей. Наш "перекос в сторону
плацкарты" - это перекос в сторону Европы.
Что мешает господину Якунину
дать указания установить регуляторы громкости или POS-терминалы в кассы, где не
принимают кредитки, - тайна, покрытая мраком. Правда, приятель, поднаторевший в
ритейле, свое объяснение дал. То, что навязывается пассажиру, называясь жеманным
железнодорожным словом "ланчик" (коробка с полусъедобной мелочью вроде резаной
колбасы и персикового сока), удорожает купе Москва - Питер на 320 рублей.
Приятель уверяет, что оптовая цена ингредиентов ланчика - 32 рубля, а
прибыльность в 1000% достигается в бизнесе исключительно через откат.
Я
циничному приятелю, конечно, не верю. Но что, если он прав? Тогда и правда на
железных дорогах не надо ничего менять, лишь время от времени возмущаясь
коллективным стриптизом в плацкарте. Как будто солидные мужчины не устраивают
друг другу индивидуальный стриптиз в СВ.
Дмитрий
Губин,
шеф-редактор журнала Robb Report, обозреватель
"Огонька"
Ноги пассажира плацкартного вагона не всегда радуют глаз и нос.
Оно и понятно - спартанские условия.