Стриптиз с Якуниным

Глава РАО "РЖД" Владимир Якунин - и, по слухам, все еще кандидат в преемники - признался недавно, что мечтает о "времени, когда у нас не будет социальных перевозок в плацкартных вагонах, когда более 70 мужчин, женщин, детей и стариков начинают заниматься групповым стриптизом".

Выступление перед журналистами сводилось к тому, что цены на поезда должны быть доступными, но условия перевозок не скотскими. (Аплодисменты.) Но это случится не сразу, потому как объективные трудности. (Вздох.) А пока, увы, есть перекос спроса в сторону самых дешевых билетов. (Выдох.)
Я все это читал, наугад купив газету, как раз в очереди за билетами на Ленинградском вокзале. Я в этой очереди уже 10 лет, с тех пор как в России живу в Петербурге, а работаю в Москве.
"В России" - важное слово. Во Франции, Италии или Англии очередей нет. Сначала там была ticketing system - номер очереди отслеживался по табло. Потом продажи ушли в Интернет: я забирал билеты из автомата на вокзале. А недавно из Рима во Флоренцию ехал по ticketless - вообще без билета, зная лишь номер заказа. На европейских дорогах вообще многое изменилось. Поезда стали двухэтажными. Скорости возросли.
Из сходного у нас я знаю лишь старт тикетинговой системы на Московском вокзале: вскоре она накрылась медным тазом (и под ним до сих пор). Скоростной поезд "Сокол" развалился на пробном помпезном пуске, по анекдоту: "Я кто?" - "Ты "Сокол", задница!" Билеты через Интернет продаются аналогично: либо с наценкой через ufs-online.ru (в мире ровно наоборот), либо с очередью в кассу через сайт РЖД. В некоторых новых вагонах нет регуляторов громкости: врубленный поутру во всю дурь "Шансон" превращает вагон в вагонзак. Наконец, исчезло главное преимущество: цена. Проезд Париж - Биарриц - Париж (в один конец 950 км и 5,5 часов) стоит 100 евро, проезд Москва - Петербург - Москва (в один конец 650 км и 4,5 часа) - 5 тыс. рублей. Наш "перекос в сторону плацкарты" - это перекос в сторону Европы.
Что мешает господину Якунину дать указания установить регуляторы громкости или POS-терминалы в кассы, где не принимают кредитки, - тайна, покрытая мраком. Правда, приятель, поднаторевший в ритейле, свое объяснение дал. То, что навязывается пассажиру, называясь жеманным железнодорожным словом "ланчик" (коробка с полусъедобной мелочью вроде резаной колбасы и персикового сока), удорожает купе Москва - Питер на 320 рублей. Приятель уверяет, что оптовая цена ингредиентов ланчика - 32 рубля, а прибыльность в 1000% достигается в бизнесе исключительно через откат.
Я циничному приятелю, конечно, не верю. Но что, если он прав? Тогда и правда на железных дорогах не надо ничего менять, лишь время от времени возмущаясь коллективным стриптизом в плацкарте. Как будто солидные мужчины не устраивают друг другу индивидуальный стриптиз в СВ.
Дмитрий Губин,
шеф-редактор журнала Robb Report, обозреватель "Огонька"
Ноги пассажира плацкартного вагона не всегда радуют глаз и нос. Оно и понятно - спартанские условия.