Авиаторы ждут и надеются

"ДП" расспросил представителей крупнейших авиакомпаний на рынке Петербурга о том, чем они живут, к чему готовятся и на что надеются

Насколько Вы довольны развитием рынка авиаперевозок в Петербурге в целом и достижениями Вашей авиакомпании на нем в частности?
"Несмотря на интенсивное освоение рынка другими авиакомпаниями, мы остаемся основным игроком. И свое дальнейшее развитие ГТК "Россия" рассматривает в контексте развития петербургского рынка авиаперевозок. Сегодня наша доля здесь составляет 45-50%. Мы не только сохраняем эти позиции, но и активно работаем над их наращиванием. Рост числа перевезенных авиакомпанией "Россия" пассажиров за последние 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составил около 7%. В следующем году планируем достигнуть роста на уровне 15-17%".
"В целом мы удовлетворены развитием рынка в Петербурге. В настоящее время Петербург и Москва - два наиболее популярных направления у наших клиентов, хотя мы видим хорошую загрузку и на остальных направлениях Lufthansa по России. Мы также приветствуем проект модернизации аэропорта Пулково, потому что это дает нам большие возможности для предоставления улучшенного сервиса в Петербурге. Значение Петербурга как направления перелетов и его доля в доходе авиакомпании Lufthansa, безусловно, растут. Это связано с недавним увеличением частоты рейсов".
"В основном авиакомпания "SAS Скандинавские Авиалинии" довольна своими достижениями в плане объема перевозок между Северной столицей и Скандинавией. По сравнению с прошлым годом пассажиропоток на рейсах в скандинавские страны увеличился на 20%. Это отвечает мировым темпам роста рынка авиаперевозок. Кроме того, благодаря увеличению иностранных инвестиций в российскую экономику растет число бизнес-перелетов между Россией и другими странами. Туристических поездок также становится все больше. Наиболее популярными туристическими пунктами сегодня являются Стокгольм, Осло, Копенгаген и Гтеборг".
"Мы удовлетворены тем, как развивается маршрутная сеть "Трансаэро" из Петербурга. За последние годы нам удалось открыть из Северной столицы маршруты в Таиланд, Индию, Китай, Испанию, ОАЭ. Сеть маршрутов постоянно расширяется".
"Рынок авиаперевозок в Петербурге развивается очень динамично. Ежегодный прирост составляет 10-15%, увеличивается количество направлений полетов, приходят новые авиакомпании. "Аэрофлоту" интересно здесь работать. Так, за последние несколько лет мы увеличили количество рейсов между Петербургом и Москвой с 3-5 до 10-12 в день, что позволило значительно повысить поток трансферных пассажиров на внутренних и международных рейсах "Аэрофлота". Также в этом году мы приступили к выполнению полетов в пункты Германии из Петербурга".
"Для нашей компании российский рынок - один из самых важных. По спросу он опережает все остальные рынки в Восточной Европе. У нас очень высокий коэффициент загрузки самолетов до Петербурга, обусловленный в основном потоком британских туристов и туристов со всего света в Россию. Спрос на культурный туризм очень высок. Кроме того, в городе активно развивается коммерческий сектор, например, автомобильное производство. На рейсах из Петербурга мы перевозим много студентов, большей частью путешествующих на учебу в колледжи Великобритании. Количество пассажиров, ежегодно посещающих Великобританию, неуклонно растет".
"Рынок Петербурга продолжает расти. Особенно радует, что становится все больше людей, которые отправляются путешествовать в Австрию: так или иначе авиакомпания Austrian уже благодаря своему имени представляет эту страну. В марте этого года мы увеличили количество рейсов в Вену с пяти до семи в неделю. Ясно, что ежедневный рейс - это совершенно иной продукт, очевидное удобство для пассажиров. По итогам первых трех кварталов 2007 г. мы увеличили свои показатели по количеству пассажиров примерно на 28% - это отличный результат, даже на фоне растущего рынка в целом".
Дмитрий Морачев, заместитель генерального директора - коммерческий директор ФГУП ГТК "Россия"
Вольфганг Шмидт, региональный директор авиакомпании Lufthansa по Российской Федерации и странам СНГ
Марек Педерсен, генеральный представитель авиакомпании "SAS Скандинавские Авиалинии" в России и СНГ
Дмитрий Столяров, заместитель генерального директора авиакомпании "Транс-аэро"
Сергей Белов, директор филиала ОАО "Аэрофлот Российские авиалинии" в Петербурге
Мария Красильникова, менеджер British Airways по продажам в Петербурге и на Северо-Западе России
Дмитрий Зеленин, глава представительства авиакомпании Austrian Airlines Group по Петербургу и Северо-Западу
Есть ли факторы, ограничивающие развитие Вашей авиакомпании на петербургском рынке?
"Такие факторы существуют. Они объективно влияют на развитие не только авиакомпании "Россия". Имеется в виду в целом инфраструктура аэропорта Пулково, которая уже не удовлетворяет требованиям современного авиационного бизнеса. Как мы все знаем, эта комплексная проблема постепенно будет решена. Поэтому в данном случае корректнее говорить о временном препятствии, сдерживающем полноценную реализацию нашего потенциала на местном рынке".
"Инфраструктура российских аэропортов и инновационная технология, позволяющая задействовать сервис электронных билетов, по-прежнему нуждаются в развитии. И здесь, как и на всех европейских рынках, также существуют области для улучшения. Российский рынок авиаперевозок движется в нужном направлении, и я думаю, что тенденция роста сохранится. Тем не менее существует слишком много правил, которые оказывают негативное воздействие на рост и либерализацию индустрии авиаперевозок и препятствуют открытой конкуренции".
"Да, к сожалению, существуют такие препятствия. Главное - это отсутствие либеральной политики в области регулирования авиаперевозок. Рынок международных авиаперевозок в России очень ограничен устаревшими межправительственными соглашениями, которые тормозят развитие авиасообщений между Скандинавией и Петербургом. Как я не раз говорил ранее, SAS готовы удвоить количество рейсов между Петербургом и скандинавскими странами".
"Сдерживающим фактором для развития перевозок как на петербургском, так и на других рынках для российских авиакомпаний являются высокие пошлины, которые им приходится платить за приобретение воздушных судов иностранного производства".
"Для нас основной проблемой развития является нехватка воздушных судов. Как только в парке "Аэрофлота" появятся новые самолеты, мы сможем активно развивать свои маршруты из Петербурга. Других ограничений на рынке нет. Являясь членом альянса авиакомпаний Sky Team, мы работаем совместно с другими участниками объединения, которые выполняют международные рейсы из Петербурга. Таким образом, мы пытаемся удовлетворить спрос со стороны наших пассажиров на полеты в другие страны".
"Авиадискаунтеры являются серьезными конкурентами. Чтобы эффективнее конкурировать с ними, за последние 4 года British Airways реорганизовала свой бизнес. Мы внесли большие изменения в работу: упростили структуру нашего флота, стали эффективнее его использовать, пересмотрели сеть маршрутов, начали продавать билеты через Интернет и ввели новые направления для рейсов British Airways из аэропорта Хитроу. Следует отметить, что British Airways и авиадискаунтеры занимают собственные разные позиции на рынке".
"Основной сдерживающий фактор - это ограничения, которые накладывает на развитие нашего бизнеса договор о воздушном сообщении между Россией и Австрией. Если бы не эти рамки, мы давно бы уже работали над введением новых рейсов между Петербургом и Веной. Благо есть растущий спрос, да и нам есть что предложить нашим пассажирам: помимо обширной маршрутной сети и удобного для транзитных пассажиров аэропорта Вены это еще и уже известный многим отличный сервис на борту, которым славится Austrian".
Как Вы оцениваете готовность участников рынка к переходу на электронные билеты: авиакомпаний, аэропорта Пулково, пассажиров?
"На новом сайте компании уже внедрены востребованные решения по электронной коммерции. Услуга онлайн-бронирования и покупки билетов на рейсы ГТК "Россия" пользуется большим спросом, поэтому в готовности пассажира к переходу на электронный билет сомневаться не приходится. Произведено внедрение собственного сервера электронных билетов. В непосредственном взаимодействии с аэропортом Пулково внедряется автоматизированная система регистрации пассажиров. Уже с ноября электронное билетооформление будет осуществляться на рейсы ГТК "Россия" из Петербурга в Москву, Чехию и города Германии".
"Более 80% собственных продаж (то есть продаж не через агентства) авиакомпании Lufthansa в России - это электронные билеты ETIX. Этот сервис уже предоставляется нами в Москве, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре и Уфе, вот почему мы думаем, что и петербургский рынок также готов к электронным билетам. Мы ожидаем появление электронного билета ETIX в Петербурге в самое ближайшее время".
"Электронные билеты - это, несомненно, удобно и экономит массу времени. Сегодня наблюдается мировая тенденция роста интереса наших клиентов к новым формам обслуживания. Технология электронного билета - одна из наиболее прогрессивных. Наша авиакомпания активно использует электронные билеты на других рынках. Сейчас SAS находится в завершающей стадии разработки технологии по внедрению электронного билета совместно с аэропортом Пулково. По новым рекомендациям IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), электронный билет должен окончательно вытеснить бумажный вариант уже к лету 2008 г.".
"Трансаэро" первой в России с марта этого года начала продавать электронные билеты на свои рейсы. По ним пассажиры совершают полеты и из аэропорта Пулково. Число клиентов, приобретающих электронные билеты, постоянно растет".
"Аэрофлот" готов к переходу на электронные билеты и сейчас успешно применяет эту технологию на ряде направлений. К весне следующего года мы будем готовы полностью перейти на использование электронных билетов на всех направлениях".
"Я думаю, что рынок уже давно готов к электронным билетам и услугам online. К сожалению, этого нельзя в полной мере сказать о петербургском аэропорте, который нам хотелось бы видеть более современным и отвечающим последнему слову техники. Что касается развития нашего бизнеса, то в скором времени мы ожидаем установку необходимого оборудования для чтения электронных билетов на терминале Пулково-2".
"Авиакомпании давно готовы к переходу на электронный билет, потому что оценили их преимущество и удобство как для пассажиров, так и собственно для облегчения технологических процессов. В аэропорту Пулково уже год как принимаются электронные билеты. Я знаю, что аэропорт сейчас работает над внедрением других современных IT-технологий. Да и для петербургских пассажиров в последнее время электронные билеты становятся привычным делом во многом благодаря любимому многими аэропорту Хельсинки, где электронные билеты принимаются уже очень давно. Мы планируем ввести эту услугу в первом квартале следующего года".
Что Вы ожидаете от реализации проекта модернизации аэропорта Пулково? На что стоит обратить особое внимание, по Вашему мнению?
"Как и многие другие авиаперевозчики, мы с надеждой ждем модернизации нашего базового аэропорта. Это, безусловно, даст нам новые преимущества, которые позволят интенсивнее развиваться. Мы рассчитываем на современные решения, которые позволят ГТК "Россия" вывести на новый уровень качество предоставляемых пассажирам услуг".
"Большинство аэропортов нуждаются в модернизации внутреннего устройства, например, в создании комфортабельных залов ожидания, ускоренного прохождения коридора контроля и т. д. Кроме того, дополнительным преимуществом стало бы улучшение транспортного сообщения между аэропортом и центром города".
"В широком смысле - улучшения уровня обслуживания пассажиров авиакомпании SAS. В аэропорту мы собираемся внедрить систему ускоренного таможенного контроля, начать электронную и биометрическую регистрацию на рейсы, а также ускорить доставку багажа. Мы рассчитываем на то, что вскоре появятся новые возможности для более коротких стыковок между международными и внутренними рейсами, рядом с аэропортом откроется оснащенный гостиничный комплекс, а также появятся новые возможности проезда из города в аэропорт, например, специальная ветка метро и железнодорожное сообщение".
"Верим, что проект модернизации аэропорта Пулково будет успешно реализован и Петербург получит аэропорт, достойный этого великого города"."Верим, что проект модернизации аэропорта Пулково будет успешно реализован и Петербург получит аэропорт, достойный этого великого города".
"Верим, что проект модернизации аэропорта Пулково будет успешно реализован и Петербург получит аэропорт, достойный этого великого города".
"Не секрет, что нынешняя пропускная способность терминалов Пулково-1 и Пулково-2 исчерпана. Мы полностью поддерживаем концепцию развития хаба в новом аэровокзальном комплексе Пулково, и "Аэрофлот" готов предложить для этого свои технологии. Модернизация увеличит пропускную способность и позволит перевозчикам и пассажирам чувствовать себя более комфортно, а также даст возможность более интенсивно выполнять полеты из петербургского аэропорта".
"Безусловно, для нас очень важно, что аэропорт развивает свою инфраструктуру. Одним из значимых для нас событий, и, наверное, для Петербурга в целом, стало введение в Пулково новой современной взлетно-посадочной полосы. Мы очень надеемся, что в аэропорту появятся современные компьютерные стойки регистрации пассажиров, которые дадут возможность British Airways активно использовать электронные билеты, киоски самообслуживания регистрации, регистрацию online и другие современные и уже популярные во всем мире электронные услуги".
"Прежде всего важен комфорт для пассажиров и возможность максимально быстро пройти все формальности перед полетом: это и удобное транспортное сообщение с городом, удобные парковки, просторные залы ожидания, инновационные технологии в области обслуживания пассажиров и самолетов и многое другое. Мы будем рады, если Пулково превратится в мощный транзитный аэропорт, как это и заявлено в концепции его развития. Наша авиакомпания видит в этой модернизации дополнительные возможности для расширения собственного бизнеса и безусловное улучшение качества обслуживания пассажиров".
Какие новые направления, дополнительные частоты будут доступны для пассажиров Вашей авиакомпании в ближайшем будущем?
"В новом зимнем расписании ГТК "Россия", которое вступит в действие с конца октября, на регулярную основу переведены рейсы в Барселону и Салоники. Также мы имеем четкие планы по расширению существующей маршрутной сети. В марте 2008 г. в парк ГТК "Россия" поступит, а в апреле начнет совершать полеты дальнемагистральный лайнер Boeing 767. Поставки еще двух таких самолетов запланированы на сентябрь-октябрь следующего года. В первую очередь приобретение этих судов направлено на развитие сообщения с регионами Юго-Восточной Азии".
"Решения о появлении новых маршрутов принимаются, основываясь на анализе и тщательных исследованиях рынка. Все зависит от спроса потребителей и потенциала рынка, которые регулярно отслеживаются и в Петербурге".
"К ноябрю 2007 г. SAS открывает новые рейсы, позволяющие пассажирам нашей авиакомпании добираться из Петербурга в Дубай, Бангкок и Пекин с удобными стыковками через Скандинавию".
"Новинкой нынешнего осенне-зимнего сезона является начало регулярных полетов "Трансаэро" из Петербурга сразу в три города Германии - Берлин, Мюнхен и Франкфурт. С 28 октября "Трансаэро" помимо рейсов из своего базового московского аэропорта Домодедово начнет выполнять два дополнительных рейса из аэропорта Шереметьево в Петербург".
"Сейчас для "Аэрофлота" открытие новых направлений ограничено поступлением самолетов в парк. В условиях дефицита воздушных судов мы проводим работу по перевозке петербургских пассажиров через московский аэропорт Шереметьево, предлагая им удобные стыковки. Для этого совместно с аэропортом Пулково мы ввели возможность сквозной регистрации пассажиров, летящих через Москву в другие пункты России и зарубежных стран. Эта услуга пользуется высоким спросом. В 2008 г. вводится терминал Шереметьево-3, который создаст самые благоприятные условия для пассажиров, выполняющих трансферные полеты с "Аэрофлотом".
"Петербург - Лондон пока является направлением номер один для нас из России, хотелось бы, конечно, летать чаще, так как спрос есть и мы готовы увеличить количество рейсов до двух в день, если такая возможность будет. Пожалуй, среди наиболее значимых событий можно вспомнить введение третьего, дополнительного рейса из Москвы в Лондон (Хитроу). Таким образом, общее количество рейсов между Москвой и Лондоном - 19 в неделю, между Петербургом и Лондоном количество рейсов пока не менялось и составляет семь в неделю".
"В новогодние праздники мы предлагаем серию чартерных рейсов в Зальцбург и Инсбрук: в Петербурге все больше любителей горнолыжного спорта. Кроме того, мы сделали подарок всем лыжникам нашего города - открытие регулярного рейса в Инсбрук с 30 декабря по воскресеньям".