16:1923 октября 200716:19
19просмотров
16:1923 октября 2007
Система D-Bank, объединяющая "черные списки" телефонных операторов и банков, будет запущена до конца года. После этого долг за телефон сможет привести к отказу в выдаче кредита.
<b>Сотовые компании</b> крайне неохотно делятся информацией о должниках и об убытках, связанных с неоплатой услуг. Тем не менее в 2005 году, когда <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/33799" target=_blank>МТС</a>, <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/20654" target=_blank>"Билайн"</a> и <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/42213" target=_blank>"МегаФон"</a> начали продвигать кредитные услуги, была создана база данных D-Telecom, содержащая информацию о "неблагонадежных абонентах".
<b>Ни одна сотовая </b>компания не имеет права отказать абоненту в подключении, в предоставлении базового пакета услуг. Однако, по словам пресс-секретаря МТС в Северо-Западном макрорегионе Вероники Бялковской, "компания может отказаться подключать неблагонадежного абонента по кредитному способу".
<b>Еще весной 2007 года</b> участники рынка намеревались запустить систему D-Bank, созданную на основе D-Telecom и позволяющую обмениваться информацией кредитным учреждениям и операторам сотовой и фиксированной связи (также участвуют в D-Telecom).
<b>"Возможный отказ в выдаче</b> кредита должен стимулировать абонента к более аккуратной оплате по счетам за услуги связи. Кроме того, новая система позволит операторам более активно развивать кредитные услуги, а также и выявлять мошенников", – полагает генеральный директор "Национального кредитного бюро" Владимир Малеев.
<b>"Задержки с запуском</b> объединенной кредитной базы связаны с достаточно жесткими требованиями законодательства к составу информации и к режиму ее обращения. Мы должны учесть все репутационные риски. Каждый из операторов уже прописал в договоре обслуживания пункт о том, что оставляет за собой право предоставлять кредитную историю абонента", – говорит Владимир Малеев. По его словам, она заработает до конца 2007 года.
<b>"Информация в Бюро</b><b> кредитных историй</b> может быть предоставлена (в соответствии с законодательством) только с согласия субъекта кредитной истории (должника) и непосредственно самим кредитором (банком). Таким образом, если говорить о применении законного механизма обмена и использования информации о кредитных историях, то подобная база вряд ли может быть использована в соответствии с федеральным законом о бюро кредитных историй", – объясняет заместитель председателя правления <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/24731" target=_blank>"Городского ипотечного банка"</a> Игорь Жигунов.
<b>Большинство абонентов подписывали</b> договоры на обслуживание, еще не содержавшие пункта о предоставлении данных третьей стороне, а значит, фигурировать в базе не смогут.
<b>До сих пор</b> единственным рычагом давления на должников оставалось взыскание денег в судебном порядке. В качестве долга фиксируется даже самая незначительная сумма, однако, как пояснила Вероника Бялковская, компания подает на абонента в суд только в том случае, если сумма долга превышает судебные издержки.
<b>Средний размер </b><b>абонентской задолженности</b>, по словам сотрудника одной из компаний "большой тройки", составляет от 200–300 до 1 тыс. рублей. Уйти в минус на большую сумму не даст сам оператор, если речь не идет о роуминге. Корпоративные клиенты с кредитной формой расчетов бывают должны оператору и 50, и 150 тыс. рублей, но с ними договариваться проще: компания отправляет оператору гарантийное письмо с просьбой об отсрочке платежа сразу после процедуры блокирования.
<b>В D-Telecom указаны</b> только те клиенты операторов, чей долг превышает $10. На данный момент в этой базе более 2 млн кредитных историй, но, по словам Владимира Малеева, в объединенную систему войдут далеко не все они – в первоначальной выборке будут присутствовать несколько сотен тысяч абонентов.
<b>"Скай Линк" вступать</b> в объединенные системы пока не планирует. "У "большой тройки" показатель ARPU составляет порядка $10, у нас – порядка $50. У <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/30238" target=_blank>"Скай Линка"</a> в Петербурге 190 тыс. подписчиков, GSM-операторы оперируют миллионами абонентов. Ничего удивительного, что на моей памяти "Скай Линк" не подавал на своих абонентов в суд. Мы знаем их всех лично", – пояснил начальник отдела по связям с общественностью компании "Дельта Телеком" Кирилл Волошин.
<i>Наталья Рыжкова</i>