Северов Михаил Все статьи автора
19 октября 2007, 00:00 19

Познавший вкус победы

Пассионарии нашего времени

Удивительно, что фамилия Этманов еще не стала именем нарицательным, а этмановщиной российский топ-менеджмент не клеймит в своем кругу попытки подчиненных заявить о правах и притязаниях на больший, чем им отмерено, кусок пирога. Во всяком случае 34-летний председатель профсоюзного комитета "Форд Мотор Компании" Алексей Этманов ( на фото) сделал все возможное, чтобы так оно и было.

А именно: впервые в истории новейшей России ему удалось сплотить рабочих, организовать забастовку и добиться от руководства существенных уступок - повышения заработной платы, введения компенсаций за вредность (с учетом компенсаций за 2 года в среднем зарплата выросла на 40%) и социальных гарантий тем, кто потерял здоровье на производстве. При этом ни опыта общественной деятельности, ни поддержки от политических партий у Этманова не было.

Теперь он сам подумывает о создании партии труда, отстаивающей интересы рабочих. Правда, оговаривается, что это дело не сегодняшнего, а может, и не завтрашнего дня: сейчас, по его мнению, среди рабочих пока мало активных прнципиальных лидеров.

Бить капиталистов?

Эта история началась два с половиной года назад, после поездки по приглашению бразильских проф-союзов в Сан-Паулу, где проходила конференция работников заводов "Форд", расположенных в Северной и Южной Америке. Там-то Алексей Этманов и понял, профсоюз - это не подарки под Новый год, а серьезная классовая борьба. О бразильских товарищах он до сих пор отзывается с уважением.

"Они сторонники коллективных- действий, - говорит Этманов. - Это правильно. По капиталисту надо бить железным экономическим кулаком. Тогда он начинает с тобой разговаривать и задумываться о том, что прибылями надо делиться. Бразильцы - жесткие ребята, но поэтому и зарплата у них под $2,5 тыс.".

Формула успеха

Бразильский опыт Этманов решил внедрить в России. Поначалу ни-кто из коллег на заводе в его планы не поверил. Сегодня в Межрегиональный профсоюз работников автомобильной промышленности (МПРА), сопредседателем которого Этманов является, входят 1100 из 1900 рабочих завода.

"Надо просто много работать, - делится формулой успеха Алексей. - Профсоюз - это как хобби: занимает все свободное время, не приносит дивидендов. Но, когда к этому готов и есть команда единомышленников, все получится. А потом, когда с тобой начинают считаться, когда начальники понимают, что просто так от тебя не отделаться, профсоюзная работа начинает приносить огромное моральное удовлетворение. Приходит ощущение победителя".

За профсоюзную деятельность денег Этманов не получает. Распорядок дня примерно следующий: с утра общественная работа, после обеда едет на завод, заступает на смену. На сон остается 5 часов. На семью - и того меньше. Жена, сама профсоюзная активистка, относится к интересам мужа с пониманием.

"А еще мне с тещей повезло, - улыбается Алексей, - вот сейчас дочку на 2 недели к ней в "ссылку" отправили. Дочка скоро школу заканчивает, советую поступать учиться на юриста по трудовым спорам. Самая дефицитная сегодня специальность. А не сможет- поступить - пойдет на "Форд" работать".

Дорогой Маркса

В углу офиса МПРА стопкой лежат труды Карла Маркса. "Маркса надо читать, жаль, времени не хватает, - говорит Алексей Этманов. - Антагонизм между рабочими и классом эксплуататоров никто не отменял. Почему у нас топ-менеджер получает зарплату на европейском уровне, а рабочих равняют по уровню российского региона? Они стараются побольше из нас выжать и поменьше заплатить. Мы - подороже себя продать. Кстати, наш профсоюз воюет не только за свою зарплату, но и за доходы рабочих, которые придут на те автомобильные заводы, что сейчас строятся под Петербургом".

С Алексеем Этмановым считаются уже не только на заводе, но и в городской администрации. Весной он органи-зовал во Всеволожске "похороны хороших дорог". Собрал полсотни автомоби-листов, которые, включив аварийку, перекрыли улицу перед городской администрацией и возложили трогательные веночки к символическим гробикам с хорошими дорогами. "Здесь покоятся наши нервы, битые колеса и убитая подвеска", - гласила эпитафия. Акция возымела действие. Примерно через неделю дороги в городе начали ремонтировать.

"Мы сторонники уличного парламентаризма, - говорит Алексей Этманов. - Уличное давление эффективно везде - что во Франции, что во Всеволожске".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама