00:0016 октября 200700:00
9просмотров
00:0016 октября 2007
Привлекательно, но хлопотно. СПб. Получив предложение о работе от сети "Пятерочка", руководители ООО "Преттикэт" стали искать способ войти в сеть с наименьшими потерями.
Продажи в торговых сетях
составляют сейчас 80% оборота фирмы. Чтобы без потерь начать работать с
гигантами ритейла, директор ООО "Преттикэт" Тимофей Чернов обратился к
факторингу.
Любой производственник и каждый поставщик товаров знает, как
важно, чтобы на руках все время оставались свободные средства, которые можно
направить на развитие бизнеса. И также каждый знает, как сложно эти средства
находить.
Проблема оборотных денег встала перед Тимофеем Черновым и его
фирмой особенно остро, когда фирма по производству наполнителей для туалетов
домашних животных PrettyСat начала работать с торговыми сетями. "Работа с сетями
- это очень интересно для производственника, обороты в случае удачного стечения
обстоятельств могут вырасти в разы, но вхождение в сети требует огромных
средств, - рассказывает Тимофей Чернов. - Это не только вступительный взнос и
значительные "ретробонусы", но и огромные отсрочки платежа в среднем по 50-60
банковских дней (90 календарных)".
Суммы, из-за этого остающиеся в
дебиторской задолженности, без огромных кредитов оказываются неподъемными для
большинства компаний, но получить кредиты сложно без устраивающего банки
материального обеспечения (как в случае с PrettyСat, которая арендует
производственные площади).
Корзины и яйца
Исследовав рынок
финансовых услуг, они остановились на факторинге. "Эта услуга оказалась
идеальным решением проблемы отсрочек платежей. Сейчас все суммы, которые мы
получаем от сетей, мы получаем практически в день отгрузки по факторинговой
схеме, мы факторингуемся уже около 2 лет и ежемесячно работаем с суммой 4 млн
рублей", - рассказывает Тимофей Чернов. По обычной схеме расчета проходят только
заказчики с небольшими отсрочками или суммами до 25 тыс. рублей.
Несмотря
на привлекательность факторинга, механизм, по словам предпринимателя, весьма
несовершенен. Банки бюрократизированы, решения принимаются долго и в основном в
Москве. Кроме того, не все банки готовы работать со всеми сетями и клиентами, у
некоторых из них есть собственные предпочтения. В связи с этим фирме приходится,
по выражению директора, не дер-жать все яйца в одной корзине. ООО "Преттикэт"
факторингуется в двух организациях: НОМОС-БАНКе и НФК "ЛУКОЙЛ".
Помимо
этого, некоторые сети не соглашаются работать по схеме факторинга или
соглашаются с "большим скрипом", но это скорее исключение из правил. "За
границей факторингуются все, у них это гораздо проще - проценты за использование
денег меньше. У них вообще есть масса финансовых инструментов, которые нам пока
недоступны", - сожалеет Тимофей Чернов. Впрочем, в последние полгода
факторинговое обслуживание начинают предлагать многие крупные банки, да и в
давно работающих условия смягчаются.
Тимофей Чернов, директор ООО
"Преттикэт": "Я нашел способ войти со своим продуктом в торговую сеть с
наименьшими потерями".
Конкретно
Владимир Емельянов, начальник
Управления факторинговых операций ОАО "МДМ-БАНК":
"В качестве клиентов
выступают производители при работе с оптовиками или, в свою очередь, оптовики
при работе с розницей. Факторинг выгоден компаниям, которые способны активно
расти. Потенциал роста максимален всегда именно в малом и среднем бизнесе,
поэтому и спрос у этих компаний выше. Подходы для малого и среднего бизнеса
отличаются от подходов, используемых для корпоративных клиентов. Обычно скорость
принятия решения по малому и среднему бизнесу выше, а перечень запрашиваемых
документов сокращен. Важно понимать, что факторинг не альтернатива кредиту,
между этими видами деятельности нет конкуренции. Это продукты с разной
мотивацией. Кредит призван поддерживать бизнес и планомерно его растить из года
в год относительно невысокими темпами".
Екатерина Романова, заместитель
начальника отдела факторинговых операций Санкт-Петербургского филиала
НОМОС-БАНКА (ОАО):
"Факторинг нужен молодым и быстро растущим компаниям,
которые работают с отсрочкой платежа и испытывают недостаток оборотных средств
из-за несвоевременности поступления платежей от дебиторов, наличия чрезмерных
запасов. Использование факторинга наиболее эффективно для небольших и средних
предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих на новые рынки, а также для
вновь создаваемых компаний. Факторинг как более гибкий инструмент подходит для
поставщиков товаров и услуг. Компания получает доступ к финансам, используя
платежеспособность собственных должников. При этом деньги поступают в
необходимом количестве и на необходимый срок. Кроме того, факторинговое
обслуживание не имеет четко обозначенных временных границ, поэтому по истечении
одной финансовой операции банк дает возможность на осуществление
следующей".
50% факторинговых сделок факторы заключают с малыми и
средними компаниями.