Деньги остались свободны от сетей

Привлекательно, но хлопотно. СПб. Получив предложение о работе от сети "Пятерочка", руководители ООО "Преттикэт" стали искать способ войти в сеть с наименьшими потерями.

Продажи в торговых сетях составляют сейчас 80% оборота фирмы. Чтобы без потерь начать работать с гигантами ритейла, директор ООО "Преттикэт" Тимофей Чернов обратился к факторингу.
Любой производственник и каждый поставщик товаров знает, как важно, чтобы на руках все время оставались свободные средства, которые можно направить на развитие бизнеса. И также каждый знает, как сложно эти средства находить.
Проблема оборотных денег встала перед Тимофеем Черновым и его фирмой особенно остро, когда фирма по производству наполнителей для туалетов домашних животных PrettyСat начала работать с торговыми сетями. "Работа с сетями - это очень интересно для производственника, обороты в случае удачного стечения обстоятельств могут вырасти в разы, но вхождение в сети требует огромных средств, - рассказывает Тимофей Чернов. - Это не только вступительный взнос и значительные "ретробонусы", но и огромные отсрочки платежа в среднем по 50-60 банковских дней (90 календарных)".
Суммы, из-за этого остающиеся в дебиторской задолженности, без огромных кредитов оказываются неподъемными для большинства компаний, но получить кредиты сложно без устраивающего банки материального обеспечения (как в случае с PrettyСat, которая арендует производственные площади).
Корзины и яйца
Исследовав рынок финансовых услуг, они остановились на факторинге. "Эта услуга оказалась идеальным решением проблемы отсрочек платежей. Сейчас все суммы, которые мы получаем от сетей, мы получаем практически в день отгрузки по факторинговой схеме, мы факторингуемся уже около 2 лет и ежемесячно работаем с суммой 4 млн рублей", - рассказывает Тимофей Чернов. По обычной схеме расчета проходят только заказчики с небольшими отсрочками или суммами до 25 тыс. рублей.
Несмотря на привлекательность факторинга, механизм, по словам предпринимателя, весьма несовершенен. Банки бюрократизированы, решения принимаются долго и в основном в Москве. Кроме того, не все банки готовы работать со всеми сетями и клиентами, у некоторых из них есть собственные предпочтения. В связи с этим фирме приходится, по выражению директора, не дер-жать все яйца в одной корзине. ООО "Преттикэт" факторингуется в двух организациях: НОМОС-БАНКе и НФК "ЛУКОЙЛ".
Помимо этого, некоторые сети не соглашаются работать по схеме факторинга или соглашаются с "большим скрипом", но это скорее исключение из правил. "За границей факторингуются все, у них это гораздо проще - проценты за использование денег меньше. У них вообще есть масса финансовых инструментов, которые нам пока недоступны", - сожалеет Тимофей Чернов. Впрочем, в последние полгода факторинговое обслуживание начинают предлагать многие крупные банки, да и в давно работающих условия смягчаются.
Тимофей Чернов, директор ООО "Преттикэт": "Я нашел способ войти со своим продуктом в торговую сеть с наименьшими потерями".
Конкретно
Владимир Емельянов, начальник Управления факторинговых операций ОАО "МДМ-БАНК":
"В качестве клиентов выступают производители при работе с оптовиками или, в свою очередь, оптовики при работе с розницей. Факторинг выгоден компаниям, которые способны активно расти. Потенциал роста максимален всегда именно в малом и среднем бизнесе, поэтому и спрос у этих компаний выше. Подходы для малого и среднего бизнеса отличаются от подходов, используемых для корпоративных клиентов. Обычно скорость принятия решения по малому и среднему бизнесу выше, а перечень запрашиваемых документов сокращен. Важно понимать, что факторинг не альтернатива кредиту, между этими видами деятельности нет конкуренции. Это продукты с разной мотивацией. Кредит призван поддерживать бизнес и планомерно его растить из года в год относительно невысокими темпами".
Екатерина Романова, заместитель начальника отдела факторинговых операций Санкт-Петербургского филиала НОМОС-БАНКА (ОАО):
"Факторинг нужен молодым и быстро растущим компаниям, которые работают с отсрочкой платежа и испытывают недостаток оборотных средств из-за несвоевременности поступления платежей от дебиторов, наличия чрезмерных запасов. Использование факторинга наиболее эффективно для небольших и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих на новые рынки, а также для вновь создаваемых компаний. Факторинг как более гибкий инструмент подходит для поставщиков товаров и услуг. Компания получает доступ к финансам, используя платежеспособность собственных должников. При этом деньги поступают в необходимом количестве и на необходимый срок. Кроме того, факторинговое обслуживание не имеет четко обозначенных временных границ, поэтому по истечении одной финансовой операции банк дает возможность на осуществление следующей".
50% факторинговых сделок факторы заключают с малыми и средними компаниями.