Вокруг мечети витают фобии

Недавно Московское бюро по правам человека заявило, что Петербург вошел в тройку самых ксенофобских городов России. На первом месте, впрочем, оказалась столица, а на втором почему-то Нижний Новгород. Рейтинг строился на статистических данных: сколько в каждом городе было отмечено нападений на иностранцев, совершенных по националистическим или религиозным мотивам.

Одни общественные деятели считают, что ксенофобия насаждается сверху - с помощью чиновников и телевидения. Другие возражают: в городе действует программа по воспитанию толерантности, а представители Смольного всячески идут навстречу представителям национальных и религиозных меньшинств. Например, дали добро на постройку второй мечети - в Коломягах. Вопрос в том, не станет ли сама эта мечеть неким концентратором антикавказских и вообще антиислам-ских настроений.
"Когда стало известно, что в Петербурге появится еще одна мечеть и местные жители вместо колокольного звона будут слушать крики муэдзина, мы решили вмешаться, - рассказал координатор Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Семен Пихтелев. - Наши активисты расклеили по району листовки. Некоторые жители Коломяг ведь и сами не знали, что будет строиться мечеть с минаретами. Они возмущались, мы помогли коломяжцам составить письмо в администрацию района, а потом все заглохло".
Скорее всего, мечеть откроется весной. По словам местных жителей, наблюдающих за строительством из своих окон, никаких треволнений вокруг будущего здания культа не наблюдается: ни пикетов, ни надписей, и сами строители ведут себя аккуратно. "Никаких криков муэдзина не будет, - заверил заместитель председателя Духовного управления мусульман СПб и Северо-Западного региона Камиль Исляев. - Здешний ислам отличается от арабского, тут никто не обязывает совершать пятикратный намаз. Минареты, конечно, строятся, но не для криков". По словам Камиля Исляева, петербургские мусульмане провели свое этнологическое исследование и выяснили, что больше всего мусульман (как правило татар) живет на севере города. А поскольку среди них много пожилых, а мусульман-ские традиции предписывают уважение к старшим, мечеть нужно было создать в таком месте, чтобы даже старые люди могли туда приходить хотя бы 2 раза в год. Из всех вариантов выбрали Коломяги. По информации отдела по связям с религиозными объединениями администрации Петербурга, в городе насчитывается до 800 тыс. мусульман. Мечеть на Кронверкском вмещает 3500 человек. Коломяжская мечеть будет рассчитана на 1000 человек: впрочем, такой наплыв происходит только в праздники.
Есть мнение
"Когда петербуржцы видят минарет в Эмиратах или Египте, для них это экзотика. У них в голове не укла-дывается, что мечеть - просто молельный дом, как церковь для людей иного вероисповедания, - отмечает директор Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков. - Когда расизм насаждается на государст-венном уровне, через телевидение, через несуразные законы, например о рыночной торговле, стоит ли удивляться, что местные жители известие о постройке мечети встречают в штыки. К сожалению, существующие у нас программы толерантности ситуацию не оздоровляют. Сам призыв "жить вместе, оставаясь разными" - он какой-то приказной. Да и за одно поколение толерантность не воспитаешь: это задача десятилетий".
Никаких треволнений вокруг будущей мечети в Коломягах не наблюдается: ни пикетов, ни надписей, и сами строители ведут себя аккуратно.
Каково Ваше отношение к религии?
Опросы ВЦИОМ проведены 25-26 августа и 1-2 сентября 2007 г. Опрашивалось каждый раз по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
Являетесь ли Вы верующим человеком, и если да, то последователем какой религии Вы себя считаете? (% от тех, кто верит в Бога)
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты