Виктор Батурин: "Сейчас бы мы весь Сочи контролировали"

<b>О том, каков бизнес <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/56993" target=_blank>"Интеко"</a> изнутри и как родственные связи с московским мэром помогли его развитию, рассказывает dp.ru брат Елены Батуриной, шурин Юрия Лужкова, экс-продюсер Димы Билана, владелец горных склонов в "Красной поляне", 10 тыс. коров и 20 тыс. овец, миллионер Виктор Батурин. </b>

<b>Виктор Батурин</b>, чье состояние журнал "Финанс." оценил в $300 млн, снимает под офис номер в гостинице "Рэдиссон CАС Славянская". За столом – молоденькая секретарша, напротив – он. Невысокий. Говорит с парнем странного вида (похож на шофера, но в дорогой одежде). Не важно, о чем. Важно, что постоянно смеется над своими же шутками. Громко и продолжительно. Другим звукам в помещении не остается места.
<b>Сам Батурин </b>в простенькой рубашке (на улице затеряется в толпе). Зато жена Яна – красавица в бриллиантах. Говорит с мужем исключительно о делах: "Вот отчет. В Париж сама не полетела. Сотрудника отправила. Вот демонстрационный диск. Послушай, скажи свое мнение. Мне понравилась вторая песня".
<b>Телефонным звонкам</b> Батурин радуется. "Да, Филипп... – Говорит нежным, баюкающим голосом, как с ребенком. - Давайте выберем время, обсудим наши планы дальнейшие. Да, веду неравный бой со старостью".
<b>Кладет трубку</b> и комментирует: "Киркоров. Ведет неравный бой с нищетой. Даже словосочетание "Филипп Киркоров" Алла Борисовна забрала себе, как бренд".
<b>Опять звонок.</b> "Радзинский. Страна большая, а поговорить не с кем. Вообще не с кем! Все о деньгах, еще о чем-то. А Радзинский приезжает ко мне, и раз в неделю разговариваем. О жизни, о Наполеоне, о театре. Да, в театре я был недавно. Арцибашев приглашал в театр Маяковского. Я там и презентацию альбома Димы Билана устраивал".
<b>Звонок</b>: "Нашел девчонку! 14 лет. Звезда! Можем такую бомбу выкинуть!"
<b>В переговорной комнате </b>на доске записи зеленым фломастером о музыкальном дневнике, сайте Билана и большими буквами: "Дима Билан - № 1. Батурин - № 1 вдвойне".
<b>DP.Ru: Это переговорная Билана? </b>
<b>В.Б.:</b> Билан от бедности всем моим пользуется. Это все мое! И даже то, в чем Билан ходит, тоже – мое. У него самого ничего нет. Разве что голос. Да и тот стал хуже.
<b>DP.Ru: А что это за надпись на доске про номер один?</b>
В.Б.: Да это Отарик Кушинашвили приходил. Небось, спьяну написал.
<b>DP.Ru: Итак, когда и как из наемного работника вы превратились в собственника?</b>
<b>В.Б.:</b> Не понял. Не был я никогда наемным работником.
<b>DP.Ru: Ну, вы же не всегда были олигархом?</b>
<b>В.Б.:</b> Вы путаете собственника, олигарха. Это разные вещи. Олигарх – человек, который влияет на государственные решения. Я олигархом никогда не был и не стремлюсь им стать.
<b>Признак принадлежности к олигархам</b>, на мой взгляд, это признак небольшого ума, дурости. За счет ума человек не может решать проблемы бизнеса и собственности. Ему нужно обязательно по блату.
<b>DP.Ru: А ваша сестра? Первая леди Москвы, первая российская женщина – миллионер. Практически олигарх…</b>
<b>В.Б.:</b> Начнем с того, что до 2005 года я был на хозяйстве. Она сидела дома и воспитывала детей. Я был лицом, принимающим решения. Все что делалось в "Интеко", шло за моей подписью. Иногда она приезжала на работу.
<b>DP.Ru: И что делала?</b>
<b>В.Б.:</b> Принимала Юдашкина и всякую другую шантрапу. Дивиденды получала.
<b>DP.Ru: Но когда-то вы, скажем, после школы, были наемным работником?</b>
<b>B.Б.:</b> Никогда не был. Потому что у нас собственность была государственная. А я, как часть государства, являлся сособственником всего. Потом собственность стала частной. Поэтому наемным работником я никогда не был. Я работал на 250 млн советских людей, а они работали на меня.
<b>DP.Ru: И где же вы на них работали?</b>
<b>В.Б.: </b>А, это… После армии начинал с инженера на заводе, который относился к министерству общего машиностроения. Работал в аэрокосмической промышленности. Занимался системами опознавания "свой-чужой", всем, что связано со спутниками, космосом. Лет пять работал в корпорации "Сухой". Достаточно быстро стал начальником отдела. В том числе и вычислительного центра.
<b>DP.Ru: По блату? </b>
<b>В.Б.:</b> Ну почему! Нет. У меня карьера была очень хорошая.
<b>В 1987 году </b>я резко ушел с оборонных заводов в частный бизнес. Тогда вышел закон о кооперации и мы с сестрой создали структуру. Она называлась Московский коммерческий центр. Из запоминающегося: я делал два компьютерных класса для школ колхозов-миллионеров "Родина" и "Степной" под Симферополем в Крыму. Получили 40 тыс. рублей.
<b>DP.Ru: Это был еще Московский коммерческий центр или уже "Интеко"?</b>
<b>B.Б.:</b> Не помню. Какая разница… Параллельно я успевал работать завлабом на госпредприятии. Сестра трудилась в рабочей группе Попова по индивидуальной кооперативной трудовой деятельности. Председателем этой рабочей группы был Юрий Михайлович Лужков.
<b>Они открывали</b> все кооперативы. Естественно, через сестру был достаточно быстро открыт наш кооператив, где мы вдвоем были учредителями.
<b>Мы всегда в бизнесе</b> делили все 50 на 50 – и убытки, и прибыль. Когда появился закон об акционерных обществах, появилось ООО "Интеко". Для меня это было основное место работы.
<b>А для Лены…</b> Есть брат, который должен чем-то заниматься, быть при делах. Лена вышла замуж за Лужкова и рожала детей. Дочки подрастали, она начала почаще приезжать на работу. Пока бизнес был на уровне тазиков и мыльниц, все было довольно смешно.
<b>Когда в 2005 году </b>я ушел из "Интеко", сестра сама стала командовать хозяйством.
<b>DP.Ru: Что сейчас представляет собой ваш бизнес?</b>
<b>В.Б.:</b> После ухода из "Интеко" у меня был сложный период, нужно было структурировать весь бизнес, понять чем я владею. Суд случился достаточно неожиданно и быстро.
<b>Я не планировал</b> начинать жизнь в 50 лет заново. Вроде бы она уже удалась. И я думал, жить по инерции. Но пришлось сделать выбор и уйти из "Интеко".
<b>DP.Ru: Поссорились с сестрой?</b>
<b>В.Б.:</b> На фоне миллиардов люди не ссорятся. Это смешно. Чтобы уйти, нужны более веские причины. И это не деньги. Я не хочу об этом рассказывать. Просто для меня решение об уходе из "Интеко" оказалось единственно возможным.
<b>К сожалению,</b> ушел я неожиданно. В какой-то мере пришлось отступить назад и все начинать заново. Мало кто верил, что я опять всплыву. Все говорили о закате моей карьеры.
<b>DP.Ru: Почему пришлось в суде делить бизнес с Еленой Батуриной? Почему не могли мирно по-семейному разобраться?</b>
<b>В.Б.: </b>Я расскажу нашу историю. Мой отец из многодетной семьи, где было 9 детей. Мы с ним часто ездили к деду, бабка рано умерла. У деда было 30 руб. пенсии. И отец всегда уговаривал братьев и сестер скинуться деду по 10 руб.
<b>Потом отец плюнул</b>. Взял у деда доверенность и подал от его имени в суд на всех детей. В том числе и на себя. Суд присудил деду алименты. Представляете шок родственников, которые считаются приличными, членами партии, на доске почета висят. Отец объяснил: "То у вас денег нет. То завтра, то послезавтра. Как же я должен был поступить".
<b>Так и с "Интеко".</b> Чтобы окончательно получить ответ на вопрос, который меня волнует, а другую сторону нет, нужно придумать повод. Из всех поводов мне показалось самым безобидным подать смешной иск в суд, чтобы побудить людей задуматься – ну, не нравится, но надо как-то ответить на вопрос и закрыть тему. Результат меня в общем-то удовлетворяет.
<b>DP.Ru: После раздела бизнеса вам отошел весь сочинский бизнес, весь...</b>
<b>В.Б.: </b>Весь сочинский бизнес и весь остальной – были моими и делались на мои деньги.
<b>Так как мы не разделяли</b> себя друг с другом, все, что я покупал на свои деньги, оформлял 50 на 50. Поэтому, в принципе, сестра мне отдала то, что я купил на свои деньги. Так что мне с "Интеко", которую я 15 лет наполнял своими деньгами, не перепало ни копейки. На свои 50% бизнеса она денег не тратила. Поэтому потерял я что-то после такого раздела или нет, это вопрос спорный.
<b>У меня рождались дети</b>. И чтобы у жен, которые их рожали, крыша не слетала, считалось, что 99% акций у Елены Николаевны, а 1% - у меня. Дела родственные. И реестр мы ведем сами. (<b>Громко, раскатисто смеется.</b>)
<b>DP.Ru: Сколько у вас жен и детей?</b>
<b>B.Б.:</b> Я человек православный. В каждый конкретный момент времени у меня одна жена. Детей трое. И все со мной живут. Брошенных детей нет.
<b>DP.Ru: Вам не обидно быть шурином московского мэра, братом сестры? </b>
<b>В.Б.: </b>Внешне все замыкалось на моей сестре. Елена олицетворяла "Интеко". Меня это устраивало. Лучше иметь в семье одного миллиардера, чем двух миллионеров. Узнаваемость фирмы приносит хорошие дивиденды. Сам я не стремился к дутой славе. У меня были другие стимулы в жизни.
<b>Не обидно.</b> В тех кругах, мнение которых мне интересно, меня никто так не называл. А незнакомому человеку проще объяснить, что вы – брат жены мэра. Я не пользуюсь этим как PR. Отношусь как к данности.
<b>DP.Ru: И все-таки, что из семейного бизнеса досталось вам? </b>
<b>B.Б.: </b>Мне отошли земельные активы - всего около 250 тыс. га. Я - крупнейший легальный земельный собственник в России. Есть у меня элеваторы, 10 тыс. коров, 20 тыс. овец, молокозаводы, фермы, тракторы, машины. Имеются имущественные комплексы в Сочи, в Москве и области. Одни говорят, что набирается на $300 млн., другие - на $500 млн.
<b>DP.Ru: А вы сами как считаете?</b>
<b>В.Б.: </b>А я считаю, что для жизни нужно гораздо меньше. Поэтому меня устраивает и та, и другая сумма. В этом смысле я – человек нормальный. У меня нет синдромов скупого рыцаря или денежного алкоголика. Нормальный человек не будет расстраиваться из-за того, что у него не $500 млн., а $300 млн. Правильно? (<b>Смеется.</b>)
<b>DP.Ru: Весь сочинский бизнес достался вам. Елену Батурину подвело предпринимательское чутье?</b>
<b>В.Б.: </b>Исторически я этот бизнес собирал. Есть же этические нормы. Другое дело, если бы Лена прислушалась ко мне, то благодаря не только моему личному ресурсу, но и "Интеко" сейчас мы весь Сочи контролировали бы. Я еще в 1999 году обозначил, что и где нужно делать.
<b>DP.Ru: Вы продали в Сочи "Рэдиссон САС Парк Отель". Cейчас не жалеете?</b>
<b>В.Б.: </b>Если за гостиницу в $25 млн., платят $60 млн., надо быть сумасшедшим , чтобы ее не продать. Люди покупали в надежде, что во время Олимпиады она подорожает. Я единственный не верил, что мы выиграем Олимпиаду. А все верили.
<b>После известия об Олимпиаде</b> цена, конечно, упала, поскольку земельный участок в 80 соток не стоит столько денег. Люди считали, что недвижимость будет дорожать, а на самом деле подорожали земельные участки, на которых расположена недвижимость. Так что я - единственный, кто нажился.
<b>Сейчас в Сочи</b> надо продавать, поскольку эйфория спадет и цены упадут. Поэтому я часть активов продам. Оставлю самые вкусные куски. Для души.
<b>DP.Ru: Что именно продадите в Сочи?</b>
<b>В.Б.:</b> Часть активов в "Красной поляне", где у меня охотничий домик Николая II. Там у меня 3,5 га земли. Потом склон на горе под горнолыжным курортом около 60 га земли.
<b>DP.RU: Покупатели встали в очередь?</b>
<b>В.Б.:</b> Я дешево не продаю. Нужно понять, кто вы – бизнесмен или меценат. Нельзя одновременно быть и акулой, и добрым, и пушистым. Прогоришь.
<b>За пару месяцев</b> после информации об Олимпиаде я получил с Сочи больше $100 млн.
<b>DP.RU: Вы будете участвовать в строительстве, в дележке олимпийского "пирога"?</b>
<b>В.Б.:</b> Ни я к Вайнштоку не обращался, ни он ко мне. Пока там нечего делить. Там нет ни у кого прав на землю, нет даже Генплана.
<b>DP.RU: После объявления об Олимпиаде Елена Батурина проявила интерес к Сочи?</b>
<b>В.Б.:</b> Я не слышал. Хотя переоформление в мою собственность нескольких сочинских объектов зависло. Почему – ответа пока нет. Но я к этому спокойно отношусь. Никто не ставит целью скупить весь Сочи.
<b>DP.RU: Что с вашим сочинским телеканалом "Ника-ТВ"? Удалось вернуть лицензию на вещание?</b>
<b>В.Б.:</b> У "Ники-ТВ" рейтинг в Сочи был выше, чем у ОРТ. Я под эту телекомпанию построил новое здание, закупил новую технику. Второй такой в России. За нарушение мифических условностей телекомпанию лишили лицензии. Сейчас мою частоту использует губернатор Краснодарского края Ткачев. В сентябре мы выиграли суд и лицензию нам обязаны вернуть.
<b>И радио</b> в Сочи у меня сперли. Человек, аффилированный с краевой властью. А еще я владею самым популярным еженедельником "Сочи". Тираж 54 тыс.
<b>DP.RU: Что дает эта газета в финансовом плане?</b>
<b>B.Б.: </b>Ничего. Сейчас она вся в убытках. Зато любую свою мысль могу донести до каждого сочинца. В месте, где раньше в газетах писали о пролетариях, теперь стоит фраза, которую я придумал: Самая лучшая власть – та, при которой коровы дают больше молока". Весь смысл газеты – в этой фразе.
<b>Я, кстати,</b> каждую неделю сам гранки вычитываю. Это мне приносит эстетическое удовольствие.
<b>DP.RU: Как развивается ваша телекомпания "Загадки истории" – удалось договориться о вещании с НТВ-Плюс? Как будете обходиться без рекламы?</b>
<b>В.Б.:</b> В начале 2008 года начнем вещать. Сейчас работаем над контентом. На промоверсию затратили около $5 млн.
<b>А зачем нам реклама!</b> И на "Нике-ТВ" ее не было. Прежде, чем говорить о деньгах, нужно сделать товар. Чем лучше репутация, тем дороже товар. Можно же брать деньги не за рекламу, а за то, что в эфире не появится отрицательная передача о жулике Петрове. Хотя пока мы так не делаем.
<b>DP.RU: Действительно ли вы отказались продюсировать Билана и с октября этот бизнес перешел к вашей жене?</b>
<b>В.Б.:</b> Все, что связано с Биланом, я подарил Яне. Я доживаю. А ей хочется делать карьеру. У нее бзик на этом. Ищет приключений на свою голову.
<b>Если бы я не отдал</b> ей Билана, люди бы меня не поняли. Изучаю русскую историю, а сам продюсирую проамериканскую ерунду. Билан окончил Гнесинское училище по классу тенора, а поет ритмический афроамериканский блюз. Смешно!
<b>Я не бескорыстно</b> занимался Биланом. За свои деньги получил удовольствие. Узнал изнанку шоу-бизнеса, познакомился с продюсерами, которые на самом деле - "дерево". Люди, которые молятся одному Богу – доллару.
<b>Я не интеллигентный парень.</b> Простой. У меня, как у пьяницы, что в голове, то и на языке.
<b>DP.RU: Не ревнуете жену к красавцу Билану?</b>
<b>В.Б.:</b> Ха! Мы с Биланом выступаем в разных сексуальных категориях. Он начинает игру за любителей, а я давно играю за профессионалов. При моей репутации Казанова – отдыхает. Ну, какая у меня есть альтернатива – бегать, подглядывать или запереть ее в комнате? Женщину ни силой, ни деньгами удержать невозможно. Женщины – очень прагматичны. По совокупности никогда лучшее на худшее не променяют.
<b>К тому же Яна</b> – непростая девушка. Среднестатистический мужчина не прожил бы с ней и недели. А мы шесть лет уже в браке, десять лет знакомы. Она с рождения готовила себя к какой-то миссии. Поэтому не умеет мыть посуду. В доме готовлю я. Однажды погладила мне брюки, их пришлось выкинуть. Наших двоих детей она грудью не кормила, чтобы не испортить фигуру. Я их сам выкормил с рожка. Дети до сих пор в шутку называют меня мамой. Яна родила, а все остальное делаю я.
<b>DP.RU: Как-то в прессе вы сказали, что ваша жена врет ради PR. Это правда?</b>
<b>В.Б.:</b> Она действительно врет:"Я собрала коллекцию картин, это мои бутики, мои резиденции". Но все это было у меня до женитьбы на Яне. Ну, хотя бы говорила "наши". Она отвечает, что я ничего не понимаю и что это – PR. Вранье сейчас считается нормой, но ведь оно не богоугодно.
<b>DP.RU: Вы в церковь ходите?</b>
<b>В.Б.:</b> Я три церкви сам построил. У меня с этим все нормально.
<b>DP.RU: Вы помогаете Киркорову записать к его 40-летию первый диск, на котором все песни будут юридически принадлежать ему. Каков в этом ваш коммерческий интерес?</b>
<b>В.Б.:</b> Хотелось помочь Филиппу. Дал ему денег. Сумму не скажу. Больше, чем дают остальные продюсеры. Смежные права оформили на диск.
<b>DP.RU: Правда ли, что вы помогаете деньгами ЛДПР? Действительно ли хотели попасть в тройку лидеров ЛДПР на выборах в Госдуму, но вместо вас взяли Лугового? </b>
<b>В.Б.:</b> Я был членом КПСС и после ее самоликвидации не симпатизировал ни одной партии. Партийная система – антидемократична. Члены партии – первого сорта, остальные – второго. Вообще я – убежденный монархист, но не воинствующий.
<b>Я симпатизирую Жириновскому</b>. И он знает, если ему понадобятся деньги, не откажу. И если у него возникнут трудности, даже в таком экзотическом деле поучаствую, как список ЛДПР. Хорошо, что в тройке от ЛДПР появился Луговой. Я даже перекрестился.
<b>Кстати, это я</b> расшифровал ЛДПР словами из песни: "Любите девчонок, простые романтики". Жириновскому понравилось. Теперь ЛДПР на заборах так пишет во время предвыборной компании.
<b>DP.RU: Ваши планы и перспективы бизнеса?</b>
<b>В.Б.: </b>Сельское хозяйство доказало за три года, что может быть прибыльным. Все земли объединю в фонды, что повысит их капитализацию. В планах воссоздать разрушенные дворянские усадьбы по всей России. Сейчас десять из них у меня в собственности. Две усадьбы, где жил Наполеон – одна в Восточной Пруссии, вторая – в Боровске. Выкупил я и дом, где умер Барклай-де-Толли. Восстановлю, чтобы усадьбы жили. Сады посажу, чтобы коровы ходили вокруг, молоко давали. Есть у меня печать "Контора Голицыных". Буду вести хозяйство в живых музеях.
В Ставрополе выкупил совхоз, который декретом Ленина был назван совхозом номер один. Буду воссоздавать историю.