Обжигающая белизна и закаленная прочность

Легкий и звонкий. Чем же, собственно, отличается костяной фарфор от обычного? И почему костяной так ценится во всем мире?

Рецепт изготовления фарфора вплоть до конца XVI в. был известен только китайцам, потом фарфор начали делать и в Японии. Для Европы эти рецепты оставались тайной, а фарфоровые чашечки, как восточные трофеи, были огромной редкостью. Да и видели их немногие, так как вещицы из фарфора были подарками коронованным особам.
И только в 1709 г. немецкий химик Бетгер открыл секрет каолина - основы белого европейского фарфора.
В поисках новых рецептов пасты в Англии были придуманы два других типа мягкого фарфора. Один тип использовал мыльный камень, а другой - костную золу. Таким образом, три основных вида английского фарфора - это гладкий, мыльный и костяной.
Из костей
Сегодня мастера, изготавливающие костяной фарфор, пользуются таким рецептом: в жидкую массу (шликер) из глины, каолина, полевого шпата и кварца добавляют предварительно обожженную костяную муку - перемолотые кости домашних животных. Именно костяная мука придает фарфору необыкновенные свойства: блестящую белизну, легкость, полупрозрачность, гладкость и удивительную для такого материала прочность. После того как изделию придадут нужную форму, его обжигают при очень высокой температуре (выше 1200 С). Потом наносят глазурь и вновь обжигают, понижая температуру на 100 . Затем за дело берутся художники. Именно роспись придает изделию красоту и изящество. Роспись бывает надглазурной и подглазурной.
Как писал первый бергмейстер Императорской порцелиновой мануфактуры Дмитрий Виноградов, слой глазури должен быть "не толще двух бумажных листков". Кстати, первый фарфор в России называли виноградовским. Советы старого мастера оказываются полезными и в наши дни.
Слоновая кость всегда считалась ценным поделочным материалом: в старом Китае из нее вырезали шахматные фигурки. Муку для фарфора делали из костей домашних животных.