00:0004 октября 200700:00
11просмотров
00:0004 октября 2007
СПб. Григорий Тульчинский, чья книга по PR 14 лет назад легла в основу первых учебных программ в вузах страны, уверен: бизнес в России понял выгоды партнерства с обществом.
-PR - это диалог по правилам. Но вы сами в
своих книгах пишете, что Россия - страна, где к правилам, законам относятся
скептически. Как же в таких условиях сущест-вовать PR?
-Пока общество не
устоялось, находится в трансфере, правила не дейст-вуют, нет нормативов. Раньше
право-славный человек, выходя из своей деревни, крест закидывал на спину и
крестился левой рукой, по той причине, что за деревней начиналась игра по другим
правилам. Правила отменяются и на большой дороге. Пока мы живем в обществе
всеобщего недоверия, что делает возможным использовать компаниям манипулятивные
технологии, так называемый черный PR. Тем не менее большая часть бизнесменов уже
поняла, что для них выгоднее партнерство с обществом.
Бизнес хочет, чтобы
его понимали и уважали. Он заговорил о спонсорстве, благотворительности,
социальной ответственности. Бизнес заинтересован в росте покупательской
активности населения, стабильности отношений с партнерами и властью. Это и есть
полноценные PR-технологии, формирующие реальное гражданское общество, то есть
общество, способное к самоорганизации. И роль бизнеса в этом
ключевая.
-Бизнес пользуется услугами PR, но отношение к бизнесменам при
этом трудно назвать положительным. Где ошибка?
-Ошибки нет. Конечно,
бизнес мог бы оплачивать тотальное информирование и разъяснение своей сути. Но
зачем? Можно на телегу поставить реактивный двигатель, но она далеко не
уедет.
Так и здесь. Общество должно дорасти. Бизнес по определению, по
своей природе социально ответствен. Если он будет безответствен к потребителю,
он проиграет. Может выиграть на короткой дистанции, но проиграет на длинных. По
отношению к партнерам бизнес должен быть ответствен, уметь убеждать, понимать,
договариваться с властью.
-История современной России показывает, что
благотворительность и спонсорство мало что значат в нашей стране, если есть
проблемы с властью. Общество не готово оценить эти инвестиции?
-Конечно,
и благотворительность может быть маркетинговой частью стратегии бизнеса. Но в
большинстве своем российский бизнес уже ушел от простой раздачи денег. Это
неэффективно.
Бизнес занимается социальными инвестициями, эффект от
которых можно посчитать.
Для крупных компаний, готовящихся к публичному
размещению своих акций на биржах, важно показать свою полезность для общества.
Им нужен верифицированный социальный отчет.
А организаций, которым
мировое сообщество делегировало полномочия по оценке полезности бизнеса для
общества, немного. Одна из них - "Бюро веритас сертификейшн РУСЬ". Бизнес
позиционирует себя уже не в рыночной среде, а в обществе. Если компания может
представить верифицированный социальный отчет, то для инвесторов это сигнал
того, что бизнес адаптирован на территории, где он делает деньги.
-В
некоторых компаниях существует конфликт между отделами маркетинга и продаж. Суть
его в том, что продавцы считают, что они зарабатывают деньги, которые тратят
маркетологи. Причем тратят на вещи, эффективность которых трудно оценить.
Маркетинг тратит или зарабатывает?
-Маркетинг начинается с изучения
потребительского поведения, привычек, образа жизни и заканчивается продвижением
товара и в конечном итоге - продвижением определенного способа жизни. Это
культура. Бренд тем более успешен, чем в больших рубрикаторах рынка он проявлен.
Обычный житель мегаполиса сейчас чаще встречается с культурой в торговых моллах,
чем в традиционных театрах и музеях.
Маркетолог - это фактически
социально-культурный технолог. Маркетинг обеспечивает продажи, устойчивость
бизнеса на длительном отрезке времени.
Подробности
Григорий
Тульчинский - эксперт Экспертного института Российского- союза промышленников и
предпринимателей, профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки
РФ.
Книги Григория Тульчинского
-Public Relations - первое
систематическое отечественное пособие по PR (1993 г.).
-"Зачем бизнесу
спонсорство и благотворительность" (номинация "Лучшая книга по PR" в
профессиональных конкурсах "PRоба", "Серебряный лучник").
-"PR фирмы:
технология и эффективность", "PR: культура деловых коммуникаций. Как это делать
в России", "Бренд-интегрированный менеджмент", "Бизнес в России: проблема
признания и уважения", "Менеджмент в сфере культуры".
Григорий
Тульчинский уверен: бизнес социально ответственен просто по своей природе. Если
он будет безответствен по отношению к потребителю, он проиграет.