Рынки поймали на несоответствии закону

Розничные рынки, получившие разрешения на право организации, не в полной мере соответствуют требованиям федерального закона, принятого 30 декабря 2006 года. Таковы результаты комплексного обследования новосибирских рынков, проведенного контролирующими службами города. Управляющим компаниям рынков были выданы рекомендации по устранению замечаний в срок – один месяц.

<b>Обследование проводилось </b>не с целью выявить несоответствия закону и закрыть рынки, отметил на брифинге начальник управления потребительского рынка Евгений Шестернин. Проверка носила скорее консультационный характер, специалисты разъясняли руководителям рынков, что необходимо сделать, чтобы правильно организовать работу арендаторов торговых мест и навести порядок на своей территории.
<b>В обследовании принимали участие </b>специалисты всех соответствующих служб: управления потребительского рынка мэрии, районных отделов потребительского рынка и защиты прав потребителей, ТУ "Роспотребнадзор", ветеринарной службы, УВД. Среди часто встречающихся нарушений специалисты отмечают такие как: отсутствие реестров продавцов, реестров арендаторов, паспортов безопасности. Встречались и грубые нарушения правил торговли, санитарных норм. Например, несоблюдение принципа товарного соседства, когда рядом с одеждой продают продукцию животного происхождения, отсутствие холодильных камер и т.д.
<b>"Таким формам работы </b>в Новосибирске не место. И управляющие компании, которые собираются продолжать в том же духе, рассчитывать на перспективы не могут. Понятие "микрорынок" – набор огражденных забором киосков и трейлеров – уже ушло в прошлое. Мы дали достаточный срок для устранения замечаний и после повторной проверки станет понятно, какие рынки имеют право функционировать на территории города", – подчеркнул Евгений Шестернин.
<b>В некоторых районах </b>в связи с вступлением в силу федерального закона предприниматели, управляющие микрорынками, на своих земельных участках планируют возводить модульные магазины с подводом всех необходимых коммуникаций. Например, уже разработаны эскизные проекты таких объектов в Дзержинском районе на ул. Авиастроителей, ул. Королева, и на остановке "Сад Дзержинского". В скором будущем там появятся современные павильоны, в теплых и светлых помещениях которых покупатели смогут выбирать и приобретать товар.
<b>Основная цель нововведений </b>повысить уровень культуры обслуживания покупателя и в целом торгового процесса, отмечают специалисты. "Закон предписывает представителям руководства рынков начинать каждый рабочий день с обхода своей территории, проверки готовности торговых мест к работе, осмотра реализуемой продукции. Управляющая компания несет полную ответственность за качество и безопасность товаров, продаваемых на принадлежащем ей рынке", – отметила начальник отдела торговли Юлия Кремлева.
<b>Принятый в конце 2006 года </b>Федеральный закон РФ N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" кардинально изменил работу рынков. В нем обозначено два принципиально важных момента: розничные рынки могут быть организованы исключительно юридическими лицами со статусом управляющих компаний (ст.3 п.7 федерального закона: "Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ").
<b>Получившие статус</b> УК розничные рынки, действующие по временной схеме (по договорам краткосрочной аренды), смогут функционировать до 1 января 2010 года. К этому времени рынки должны быть преобразованы в стационарные капитальные сооружения.
<b>Для реализации закона на местах </b>потребовалась разработка ряда подзаконных актов. В первом и втором кварталах нынешнего года специалисты управления потребительского рынка мэрии Новосибирска совместно с администрацией Новосибирской области и контролирующими службами активно занимались формированием правовой базы. Кроме того, с целью разъяснения закона были организованы во всех районах города специальные совещания с руководителями рынков и специалистами районных администраций. В результате с учетом требований закона были выработаны требования к торговым местам, к порядку их предоставления. Разработаны типовые формы разрешений, договоров предоставления торговых мест. Был также составлен план организации розничных рынков на территории НСО. Согласно этому плану на территории Новосибирска возможность функционировать имеют 82 рынка. На 1 января 2007 г. в городе работало 105 рынков, микрорынков и торговых рядов. Сегодня на основании разрешения на право организации могут действовать только 82 рынка. В соответствии с постановлением мэра такие разрешения руководители рынков должны получить в управлении потребительского рынка мэрии. В настоящее время выдано 69 разрешений. Остальные 13 рынков не получили разрешения по ряду объективных причин. Пять из них готовят документы об изменении статуса или целевого использования земельных участков. Восемь не получили разрешения из-за необходимости переоформления договоров краткосрочных аренды и необходимости внесения изменений в план организации рынков (уточнение адресов специализации, название рынка и т.д.)
<b>В отношении тех рынков</b>, которые не устранили замечания после первого обследования, будут предприняты соответствующие меры. И право на организацию рынка органами надзора может быть изъято. Согласно Кодексу об административных нарушений РФ возможны и финансовые взыскания. Так максимальный штраф для управляющей компании, допускающей нарушения федерального закона на рынке, составляет от 500 до 800 тыс рублей.
<b>С несанкционированной торговлей контролирующие органы</b> будут бороться через сознание потребителей. "Силовыми методами здесь ничего решить нельзя. Необходимо повышать культуру потребления, изменять сознание горожан. Пока есть люди, покупающие товар с земли или продукцию животного происхождения на обочинах дорог, будут и продавцы", – отметил Евгений Шестернин.