18:2824 сентября 200718:28
5просмотров
18:2824 сентября 2007
Финансовый директор Rambler Media Артур Акопьян рассказал dp.ru о том, какой стратегии компания будет придерживаться в будущем, и на чем она зарабатывает в последнее время.
Rambler считает, что не сдает позиций, а наоборот – развивается так, как этого требует время.
<b>DP.RU: С каким зарубежным поисковиком можно сравнить развитие Рамблера как интернет-проекта?</b>
<b>Артур Акопьян:</b> Мы считаем неправильным сравнивать Рамблер с другими компаниями. К тому же, Рамблер – это не только поисковик. Мы прошли собственный путь становления и развития, у нас огромная лояльная аудитория, и нам нет нужды слепо копировать опыт иностранных on-line медийных компаний. Некоторые сторонние наблюдатели проводят параллели между развитием Рамблера и Yahoo!, но я думаю, что на разных этапах своей эволюции Рамблер мог напоминать самых разных иностранных игроков. Для нас гораздо более любопытен другой момент – в последнее время мы все чаще с иронией замечаем попытки сравнивания с Рамблером или копирования чего-то у Рамблера при запуске очередного поисковика или портала.
<b>DP.RU: Какие направления в работе компании были чистым экспериментом, а что являлось продуманным ходом? </b>
<b>А.А.: </b>Сфера, в которой мы работаем, подразумевает большую свободу для творчества – наши менеджеры на ежедневной основе принимают решения, которые сказываются на способе восприятия информации, и на обмене трафиком между различными нашими проектами. Цель таких краткосрочных экспериментов заключается в увеличении размера нашей аудитории и "глубине" пользования различными сервисами. Разумеется, все такие эксперименты мы тщательно продумываем и анализируем.
Что касается больших, стратегических действий – в прошлом году совет директоров Рамблера принял решение о том, чтобы сконцентрироваться исключительно на развитии интернет-направления. Поэтому с продажей телевизионного сегмента Рамблер Медиа стал чистым онлайн-игроком, и эксперименты с ТВ-бизнесом закончились.
При этом с финансовой точки зрения проект "Рамблер-ТВ" был очень удачен, и мы продали его со значительной прибылью (в январе 2007 года закрылась сделка по продаже канала холдингу "Проф-Медиа" за $23 млн, сумма первоначальных инвестиций была значительно ниже). Вместе с тем, наличие в составе наших акционеров такого диверсифицированного медийного холдинга, как "Проф-Медиа", позволяет в перспективе надеяться на эксперименты и конвергенцию с другими технологиями.
<b>DP.RU: Рамблер будет фокусироваться исключительно на интернет-бизнесе. Что планируется развивать – какие коммерческие проекты?</b>
<b>А.А.: </b>Да, я уже сказал, прошлый год был переходным этапом, когда компания приняла решение сосредоточить свои усилия на интернет-направлении, которое всегда было основообразующим, базовым для Рамблера, а с 2004 года стало рентабельным.
Наши мобильные сервисы мы также решили максимально интегрировать с интернет-сегментом, это позволит получить синергетический эффект от разных проектов и разработок. Наш интернет-бизнес растет быстрее рынка. Сейчас это направление приносит компании около 92 % дохода.
Рунет растет интенсивными темпами, и сегодня занимает третье место по количеству пользователей в Европе после Германии и Великобритании, несмотря на сравнительно низкий уровень проникновения. И если верить прогнозам, к 2010 году это будет самое большое сообщество в Европе.
Поэтому наши планы в основном сосредоточены на развитии наших сайтов и специализированных сервисов – большое внимание будет уделяться поиску, коммуникационным сервисам (Rambler-ICQ и Rambler-mail, социальные сети), игровым и развлекательным сервисам, а также новостным проектам. В этом году мы уже запустили игровой сайт, который пользуется большой популярностью, и трафик его постоянно растет. Мы планируем зарабатывать не только на самих играх, но и сопутствующих продажах виртуальных персонажей этих игр и принадлежащих им фичах через онлайн-платежи или sms.
Наша главная цель – предоставить пользователям первоклассные сервисы, и за счет этого наращивать долю на рынке баннерной и контекстной рекламы. Главное преимущество Rambler.ru в том, что это всем известный портал, привлекающий к себе миллионы качественных и обеспеченных пользователей каждый день. За счет большой посещаемости мы можем создавать новые и новые ссылки для того, чтобы пользователи попадали на специализированные сайты. А рекламодатели готовы дополнительно платить за возможность заполучить этих пользователей, эту аудиторию.
Кроме того, мы намерены развивать специализированные проекты – такие, как сайт финансовых сервисов. Или стать партнерами в компании, которая разработала уникальный контент, но борется за трафик – эта модель была нами использована в проекте с Price.ru или Damochka.ru.
<b>DP.RU: В проекте "Рамблер-Фото" будут участвовать "Кодак" и "Почта России". Каковы условия этого сотрудничества?</b>
<b>А.А.: </b>"Рамблер-Фото" – совместный партнерский проект, который, мы уверены, станет по настоящему общенациональным и массовым. Более того, проект абсолютно уникальный, и таким и останется: у наших конкурентов попросту нет условий, чтобы создать его аналог. Мы ведем сотрудничество с "Кодак" и "Почтой России" на равноправных условиях. Рамблер осуществляет полную интернет-поддержку проекта, что включает удобную загрузку фотоархива, хранение снимков и полное формирование и оформление заказа. На "Кодак" ложится непосредственный процесс печати, что происходит в их региональных центрах. Кроме того, "Рамблер" и "Кодак" осуществляют маркетинговую поддержку. "Почта России" занимается бесплатной доставкой до местных почтовых отделений. В результате вся цепочка занимает от двух до пяти дней.
<b>DP.RU: Для чего Рамблеру система контекстной рекламы "Бегун"?</b>
<b>А.А.:</b> "Бегун" является одним из лидеров поисковой и контекстной рекламы, а Рамблер – одним из главных поисковых ресурсов Рунета. Между этими компаниями наблюдается вполне естественный симбиоз. Мы будем расширять наше сотрудничество для достижения синергии компаний, в первую очередь, благодаря доступу к проектам Рамблера (поиску, почте и пр.), а также распространению предоставляемых Рамблером услуг в партнерской сети Бегуна. Вместе мы планируем завоевать дополнительную долю рынка контекстной рекламы – это является одной из наших ключевых задач, особенно учитывая темпы прироста рынка контекстной рекламы.
Помимо технологий и хорошо налаженной партнерской сети, "Бегун" по праву гордится своей молодой и энергичной командой и качеством своего менеджмента. На сегодняшний день штат компании включает в себя более 100 человек, и большинству сотрудников не более 30 лет.
<b>DP.RU: В чем принципиальное отличие системы контекстной рекламы "Бегун" от "Яндекс-Директа"?</b>
<b>А.А.: </b>Наверное, не стоит напрямую сравнивать "Бегун" с конкурентами. Сегодняшний рынок контекстной рекламы – это зрелый бизнес, в котором участвуют серьезные игроки, сильные по-своему. Отмечу только, что основное отличие между "Яндексом" и "Бегуном" заключается в том, что "Яндекс" – портал, который развивается в разных направлениях, а "Бегун" изначально сфокусирован на одном продукте – интеллектуальной рекламе.
С момента своего возникновения и уже более пяти лет "Бегун" ставит своей целью создание максимально эффективного для рекламодателя и доходного для площадки рекламного продукта. Эта компания непрерывно инвестирует в исследования и разработки наукоемких технологий в области персонально-ориентированной рекламы, поэтому ей часто достается роль инноватора в области рекламных технологий.
В 2002 году "Бегун" предложил российскому рынку качественно новый рекламный инструмент – контекстную рекламу с оплатой за клик и аукционным ценообразованием, и за пять лет превратил её из экспериментального в мощный и эффективный способ привлечения клиентов и заработка. Более трех лет "Бегун" развивает поведенческий таргетинг, и уже добился, на наш взгляд, промышленных масштабов в использовании поведенческих технологий. В данный момент компания проводит закрытое тестирование модели оплаты за действие, а следовательно, в ближайшие несколько лет рынок ждет появления интересных и эффективных рекламных решений.
<b>DP.RU: Каковы инвестиции текущего года в проекты Рамблера? Какие планируется направить в следующем году?</b>
<b>А.А.: </b>К сожалению, Рамблер как публичная компания не может озвучивать цифры до их официальной публикации, а также делать заявления о долгосрочных прогнозах.
<b>DP.RU: Какова кадровая политика на проектах? Какие специалисты требуются Рамблеру?</b>
<b>А.А.: </b>Рамблеру не хватает руководителей проектов, продакт-менеджеров, разработчиков программного обеспечения, а также других специалистов. Поскольку рынок труда сейчас "перегрет" – на рынке идет охота за готовыми специалистами, соответствующими нашим требованиям. В этой ситуации основным элементом кадровой политики Рамблера становится воспитание квалифицированных специалистов внутри компании. Кроме того, очень важным для себя мы считаем удержание уже работающих сотрудников.
<b>DP.RU: Рассматривает ли компания возможность приобретения сторонних компаний для усиления своих позиций?</b>
<b>А.А.: </b>Да, у нас для этого есть и средства и аппетит. Рамблер располагает значительными финансовыми ресурсами, которые мы выручили на IPO, для осуществления политики слияний и поглощений. Кроме того, дополнительные средства были получены в этом году от продажи телевизионного бизнеса.
Нам интересны прибыльные интернет-компании с уникальными сервисами, которые могли бы дать возможность использовать потенциал нашей аудитории. Другое дело, что на рынке не так много готовых объектов для приобретения. На фоне этого вызывает некоторое удивление заявления различных инвесторов о том, что они готовы вкладывать сотни миллионов в Рунет.
Каждый должен заниматься своим делом – инвесторам, которые не понимают медийный бизнес и не обладают опытом работы в Рунете, можно порекомендовать вкладывать деньги в готовые публичные компании, представленные на этом рынке.