00:0021 сентября 2007
38просмотров
00:0021 сентября 2007
Александр Яковчук. "Окна". Центр деловой моды Regent Hall. По 31 октября
Когда мир раскалывается, трещина проходит
через сердце художника. Это бывает верно, даже если художник - испытанный
пропагандист или рекламист. Не сноб, а крепкий профессионал Яковчук снимает на
цифру, максимально удобную для манипуляций с запечатленным. Названия его прошлых
выставок говорят сами за себя: "Красота", "Любовь", "Женщина и автомобиль",
"Ню". Однако на новой выставке мастера показаны работы, не подходящие ни для
фотохроники, ни для агитационного плаката, ни для рекламного
постера.
"Окна" Яковчука - не "Окна РОСТА" и не гламурный лубок: главное
в них не пропаганда, а рефлексия и переживание. На не столь уж дальних подступах
к своему пятидесятилетию мастер решился заговорить о том, что не вписывается ни
в один из форматов, в которых Яковчуку приходилось работать раньше. Семьдесят
крупноразмерных черно-белых компьютерных коллажей, на которых в фотографии
петербургских окон различных архитектурных стилей вставлены фотоэтюды:
изображения автомобилей, бытовой утвари, термометров, посуды, пепельниц с
окурками, людей. Иногда в фотографию оконного обрамления вставлено зеркало, где
посетитель может рассмотреть себя. Чаще всего в коллажах представлены
изображения, обычные для прежнего Яковчука: фотографии девушек, разноплановые
грудки, спинки, ножки, глазки. Иногда эти девушки, помещенные в старорежимное
ампирное или барочное обрамление, стараются выглядеть Богородицами и Мадоннами.
Но отсылок к древнерусской иконописи или европейской религиозной живописи здесь
немного. Чаще девушки адекватны общим представлениям о рекламных девушках: у
одной - огненный взгляд, у другой - наметившиеся проблемы с весом, по третьей
психушка плачет. Большинство моделей очевидно непородисты, похожи на лимитчиц
или патологических путан. Это не элитные Шиффер и Водянова, а воплощения
простонародных представлений о них. Цельность этих образов намеренно приведена
автором в катастрофическое противоречие с цельностью обветшавшей высокой
культуры. "Внутренние" изображения и их обрамления демонст-рируют поистине
конфликт цивилизаций. Причем не тот, который придуман расторопными политологами
в оправдание зарвавшихся политиков-ястребов, а тот, что присутствует в низовой
повседневности и очевиден всякому, способному воспринимать
видимое.
Современные модели, тесно скорчившиеся в прямоугольниках
старинных окон, напоминают не столько графические опыты Витрувия, гармонично
вписывавшего человеческие фигуры в геометрические, сколько пушкинского
королевича-клаустрофоба Елисея: "Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их
покинет? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?" - молвил он, Вышиб дно и вышел
вон".
Человеческий материал, дикое мясо, пришедшее в роковое противоречие
с догмами культуры и классической красоты, - вот предмет выставки "Окна". "Окна"
Александра Яковчука - не "окна в Европу", а зримый финал традиционных
интеллигентских мечтаний о европейских ценностях. Это выставка-предупреждение,
выставка-ультиматум, даже выставка-реквием.