Красота не спасет

Александр Яковчук. "Окна". Центр деловой моды Regent Hall. По 31 октября

Когда мир раскалывается, трещина проходит через сердце художника. Это бывает верно, даже если художник - испытанный пропагандист или рекламист. Не сноб, а крепкий профессионал Яковчук снимает на цифру, максимально удобную для манипуляций с запечатленным. Названия его прошлых выставок говорят сами за себя: "Красота", "Любовь", "Женщина и автомобиль", "Ню". Однако на новой выставке мастера показаны работы, не подходящие ни для фотохроники, ни для агитационного плаката, ни для рекламного постера.
"Окна" Яковчука - не "Окна РОСТА" и не гламурный лубок: главное в них не пропаганда, а рефлексия и переживание. На не столь уж дальних подступах к своему пятидесятилетию мастер решился заговорить о том, что не вписывается ни в один из форматов, в которых Яковчуку приходилось работать раньше. Семьдесят крупноразмерных черно-белых компьютерных коллажей, на которых в фотографии петербургских окон различных архитектурных стилей вставлены фотоэтюды: изображения автомобилей, бытовой утвари, термометров, посуды, пепельниц с окурками, людей. Иногда в фотографию оконного обрамления вставлено зеркало, где посетитель может рассмотреть себя. Чаще всего в коллажах представлены изображения, обычные для прежнего Яковчука: фотографии девушек, разноплановые грудки, спинки, ножки, глазки. Иногда эти девушки, помещенные в старорежимное ампирное или барочное обрамление, стараются выглядеть Богородицами и Мадоннами. Но отсылок к древнерусской иконописи или европейской религиозной живописи здесь немного. Чаще девушки адекватны общим представлениям о рекламных девушках: у одной - огненный взгляд, у другой - наметившиеся проблемы с весом, по третьей психушка плачет. Большинство моделей очевидно непородисты, похожи на лимитчиц или патологических путан. Это не элитные Шиффер и Водянова, а воплощения простонародных представлений о них. Цельность этих образов намеренно приведена автором в катастрофическое противоречие с цельностью обветшавшей высокой культуры. "Внутренние" изображения и их обрамления демонст-рируют поистине конфликт цивилизаций. Причем не тот, который придуман расторопными политологами в оправдание зарвавшихся политиков-ястребов, а тот, что присутствует в низовой повседневности и очевиден всякому, способному воспринимать видимое.
Современные модели, тесно скорчившиеся в прямоугольниках старинных окон, напоминают не столько графические опыты Витрувия, гармонично вписывавшего человеческие фигуры в геометрические, сколько пушкинского королевича-клаустрофоба Елисея: "Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: "Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?" - молвил он, Вышиб дно и вышел вон".
Человеческий материал, дикое мясо, пришедшее в роковое противоречие с догмами культуры и классической красоты, - вот предмет выставки "Окна". "Окна" Александра Яковчука - не "окна в Европу", а зримый финал традиционных интеллигентских мечтаний о европейских ценностях. Это выставка-предупреждение, выставка-ультиматум, даже выставка-реквием.