Учиться лучше в той стране, которой потом пригодишься

Об эффективности российских бизнес-школ не спорит лишь ленивый

СПб. Для большинства россиян важно учиться, не выезжая за границу: 85% слушателей MBA в дальнейшем планируют работать в России.
Эксперты отмечают, что российский бизнес последнего десятилетия в большинстве своем бизнес предпринимательский, то есть подразумевает поиск и реализацию новых возможностей. А западные бизнес-школы учат регулярному менеджменту, направленному на стабильное эволюционное развитие. Иностранные программы рассчитаны на управление устоявшимися процессами, а в России идут постоянные изменения. И потому изучать курс на Западе, вероятно, имеет смысл лишь в том случае, если предстоит работать за рубежом.
"Сегодня мы умеем уже не хуже западных школ преподавать финансы, маркетинг, менеджмент, - говорит президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко. - Если учесть, что в российской школе МВА человек обучается на русском языке, да еще и на российских примерах, у российских преподавателей, то это более эффективно, чем тому же самому учиться в зарубежной школе на иностранном языке".
Однако есть и определенные проблемы: с квалификацией преподавателей, содержанием программ, методами, помещениями, да и с самими студентами. Трудно убедить слушателя, что МВА - это в значительной степени самообразование и образование друг друга, а не просто восприятие того, что говорит преподаватель. Трудно найти преподавателя, который был бы хорошо подготовлен теоретически и в то же время знал реальный бизнес. "Необходим разумный баланс, - комментирует генеральный директор Reims Management School Франсуа Бонвале. - Нужны и профессора с академическим образованием, способные вести исследования и публиковать научные работы, и выходцы из компаний, обладающие богатым практическим опытом работы. Однако таких людей мало как в России, так и во Франции".
Оценить эффективность российских бизнес-школ с помощью традиционных западных методов не представляется возможным.
"Результаты деятельности бизнес-школ, - уверен Франсуа Бонвале, - измеряются количеством выпускников, занимающих топовые должности в компаниях". Исследований на тему успешности выпускников и роста их благосостояния в России еще не проводилось. Известно лишь, что на Западе рейтинги основываются на трехлетнем сроке окупаемости затрат на обучение и 156%-ном росте зар-платы, а российские слушатели рассчитывают на 175% уже через 2 года после получения диплома.
Цифры
К чему стремятся студенты, получая МВА
Приобретение новых знаний 81%
Систематизация уже имеющихся знаний 41%
Развитие карьеры 62%
Увеличение дохода 41%