00:0010 сентября 200700:00
10просмотров
00:0010 сентября 2007
Об эффективности российских бизнес-школ не спорит лишь ленивый
СПб. Для большинства россиян
важно учиться, не выезжая за границу: 85% слушателей MBA в дальнейшем планируют
работать в России.
Эксперты отмечают, что российский бизнес последнего
десятилетия в большинстве своем бизнес предпринимательский, то есть
подразумевает поиск и реализацию новых возможностей. А западные бизнес-школы
учат регулярному менеджменту, направленному на стабильное эволюционное развитие.
Иностранные программы рассчитаны на управление устоявшимися процессами, а в
России идут постоянные изменения. И потому изучать курс на Западе, вероятно,
имеет смысл лишь в том случае, если предстоит работать за
рубежом.
"Сегодня мы умеем уже не хуже западных школ преподавать финансы,
маркетинг, менеджмент, - говорит президент Российской ассоциации
бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко. - Если учесть, что в российской школе
МВА человек обучается на русском языке, да еще и на российских примерах, у
российских преподавателей, то это более эффективно, чем тому же самому учиться в
зарубежной школе на иностранном языке".
Однако есть и определенные
проблемы: с квалификацией преподавателей, содержанием программ, методами,
помещениями, да и с самими студентами. Трудно убедить слушателя, что МВА - это в
значительной степени самообразование и образование друг друга, а не просто
восприятие того, что говорит преподаватель. Трудно найти преподавателя, который
был бы хорошо подготовлен теоретически и в то же время знал реальный бизнес.
"Необходим разумный баланс, - комментирует генеральный директор Reims Management
School Франсуа Бонвале. - Нужны и профессора с академическим образованием,
способные вести исследования и публиковать научные работы, и выходцы из
компаний, обладающие богатым практическим опытом работы. Однако таких людей мало
как в России, так и во Франции".
Оценить эффективность российских
бизнес-школ с помощью традиционных западных методов не представляется
возможным.
"Результаты деятельности бизнес-школ, - уверен Франсуа
Бонвале, - измеряются количеством выпускников, занимающих топовые должности в
компаниях". Исследований на тему успешности выпускников и роста их
благосостояния в России еще не проводилось. Известно лишь, что на Западе
рейтинги основываются на трехлетнем сроке окупаемости затрат на обучение и
156%-ном росте зар-платы, а российские слушатели рассчитывают на 175% уже через
2 года после получения диплома.
Цифры
К чему стремятся студенты,
получая МВА
Приобретение новых знаний 81%
Систематизация уже
имеющихся знаний 41%
Развитие карьеры 62%
Увеличение дохода 41%