Сжатый курс имеет свои особенности

Мини-МВА как проявление гибкости рынка

СПб. Создание краткосрочных программ на базе большого МВА - свидетельство востребованности базового продукта.
"Экспресс-МВА, или мини-МВА, вышли на мировой рынок профессионального бизнес-образования примерно через 5-10 лет после появления полноформатных программ МВА. Создание краткосрочных программ на базе большого МВА - во-первых, свидетельство востребованности самого базового продукта, а во-вторых, проявление гибкости рынка. Как показывает мировой и российский опыт, кратко-срочные версии МВА зачастую оказываются переходным этапом к получению полноформатного МВА, а иногда и самодостаточным бизнес-образованием", - утверждает руководитель представительства в Санкт-Петербурге Русской школы управления Валентин Чебунин.
По словам директора петербургского кампуса Vlerick Leuven Gent Management School Александра Янчевского, согласно критериям АМВА программа мини-МВА должна насчитывать минимум 500 часов аудиторных занятий. И некоторые из программ экспресс-МВА действительно представляют собой сжатый курс классической программы. Однако ничто не мешает разработчикам мини-программ вывести на рынок и другие краткосрочные программы длительностью, например, не более 150 часов. В этом случае использование бренда МВА является удачным маркетинговым ходом и носит рекламный оттенок.
"Об эффективности образования и глубине получения знаний говорит шутливый, но с долей истины пример: один очник равен пяти вечерникам, один вечерник стоит пяти заочников, за одного заочника можно дать пять дистанционников. Тем не менее лучше учиться дистанционно, чем вообще никак, лучше прочитать книгу в адаптированной версии, чем не читать ее вовсе. Примерно такую же параллель можно провести между образованием по полной программе МВА и его экспресс-версией, - рассказывает Александр Янчевский. - А ориентированность этих продуктов на разные аудитории (споры о том, кому нужен большой МВА, актуальны и сегодня) делает их самостоятельными предложениями на рынке и не конкурентами друг другу".
По мнению Валентина Чебунина, мини-МВА и большой МВА объединяет широта охвата вопроса, бизнес-интеграция и кросс-дисциплинарный подход к обучению. В общем, все то, что отличает так называемые дженералистские программы профессионального бизнес-образования. Например, обучение в рамках мини-MBA в Русской школе управления включает семь модулей по ключевым функциям управления: лидерство, системные модели, менеджмент, маркетинг, финансы, персонал, управление проектами.
Преимущества мини-MBA - в исключении из программы предметов, имеющих к бизнесу опо-средованное отношение, но необходимых для полноформатной версии программы. Краткую программу преподают только специалисты с успешным опытом реализации бизнес-проектов и действующие руководители. В ходе курса участники разрабатывают реальную модель развития своего подразделения или предприятия.
Краткосрочные программы МВА стремительно, как поезд-экспресс, набирают скорость в продвижении на рынке образовательных услуг.
Кстати
Согласно критериям АМВА программа мини-МВА должна насчитывать минимум 500 часов аудиторных занятий. 150-часовые программы не могут отвечать критериям.
По данным Vlerick Leuven Gent Management School
Мнения
Игорь Баранов, первый заместитель декана Высшей школы менеджмента СПбГУ:
"Логично, если программы экспресс-МВА будут рассматривать проблематику всего курса обучения в рамках одного профиля бизнеса, одной стадии развития самого предприятия и, может быть, одной компании. Такая мини-МВА не будет ставить своей целью повышение общей компетенции отдельного топ-менеджера и не будет повышать его рыночную стоимость в отрыве от компании. В центре корпоративного мини-МВА обязательно будут вопросы трансформации управленческого опыта, сфокусированные на задачах одной компании. В таком случае обучение по программе экспресс-МВА становится наиболее эффективным".
Валентин Галенко, проректор по дополнительному образованию Петербургского университета экономики и финансов:
"Программы экспресс-МВА эффективно работают как демонстрационные версии их полного формата. Например, недавно действовала программа мини-МВА длительностью 144 часа, созданная специально для директоров Ассоциации хлебопекарных предприятий. Форма обучения оказалась востребована: емкая по времени, она давала направление, как совершенствоваться и чему учить свой персонал".