00:0010 сентября 200700:00
17просмотров
00:0010 сентября 2007
Мини-МВА как проявление гибкости рынка
СПб. Создание
краткосрочных программ на базе большого МВА - свидетельство востребованности
базового продукта.
"Экспресс-МВА, или мини-МВА, вышли на мировой рынок
профессионального бизнес-образования примерно через 5-10 лет после появления
полноформатных программ МВА. Создание краткосрочных программ на базе большого
МВА - во-первых, свидетельство востребованности самого базового продукта, а
во-вторых, проявление гибкости рынка. Как показывает мировой и российский опыт,
кратко-срочные версии МВА зачастую оказываются переходным этапом к получению
полноформатного МВА, а иногда и самодостаточным бизнес-образованием", -
утверждает руководитель представительства в Санкт-Петербурге Русской школы
управления Валентин Чебунин.
По словам директора петербургского кампуса
Vlerick Leuven Gent Management School Александра Янчевского, согласно критериям
АМВА программа мини-МВА должна насчитывать минимум 500 часов аудиторных занятий.
И некоторые из программ экспресс-МВА действительно представляют собой сжатый
курс классической программы. Однако ничто не мешает разработчикам мини-программ
вывести на рынок и другие краткосрочные программы длительностью, например, не
более 150 часов. В этом случае использование бренда МВА является удачным
маркетинговым ходом и носит рекламный оттенок.
"Об эффективности
образования и глубине получения знаний говорит шутливый, но с долей истины
пример: один очник равен пяти вечерникам, один вечерник стоит пяти заочников, за
одного заочника можно дать пять дистанционников. Тем не менее лучше учиться
дистанционно, чем вообще никак, лучше прочитать книгу в адаптированной версии,
чем не читать ее вовсе. Примерно такую же параллель можно провести между
образованием по полной программе МВА и его экспресс-версией, - рассказывает
Александр Янчевский. - А ориентированность этих продуктов на разные аудитории
(споры о том, кому нужен большой МВА, актуальны и сегодня) делает их
самостоятельными предложениями на рынке и не конкурентами друг другу".
По
мнению Валентина Чебунина, мини-МВА и большой МВА объединяет широта охвата
вопроса, бизнес-интеграция и кросс-дисциплинарный подход к обучению. В общем,
все то, что отличает так называемые дженералистские программы профессионального
бизнес-образования. Например, обучение в рамках мини-MBA в Русской школе
управления включает семь модулей по ключевым функциям управления: лидерство,
системные модели, менеджмент, маркетинг, финансы, персонал, управление
проектами.
Преимущества мини-MBA - в исключении из программы предметов,
имеющих к бизнесу опо-средованное отношение, но необходимых для полноформатной
версии программы. Краткую программу преподают только специалисты с успешным
опытом реализации бизнес-проектов и действующие руководители. В ходе курса
участники разрабатывают реальную модель развития своего подразделения или
предприятия.
Краткосрочные программы МВА стремительно, как
поезд-экспресс, набирают скорость в продвижении на рынке образовательных
услуг.
Кстати
Согласно критериям АМВА программа мини-МВА должна
насчитывать минимум 500 часов аудиторных занятий. 150-часовые программы не могут
отвечать критериям.
По данным Vlerick Leuven Gent Management
School
Мнения
Игорь Баранов, первый заместитель декана Высшей
школы менеджмента СПбГУ:
"Логично, если программы экспресс-МВА будут
рассматривать проблематику всего курса обучения в рамках одного профиля бизнеса,
одной стадии развития самого предприятия и, может быть, одной компании. Такая
мини-МВА не будет ставить своей целью повышение общей компетенции отдельного
топ-менеджера и не будет повышать его рыночную стоимость в отрыве от компании. В
центре корпоративного мини-МВА обязательно будут вопросы трансформации
управленческого опыта, сфокусированные на задачах одной компании. В таком случае
обучение по программе экспресс-МВА становится наиболее
эффективным".
Валентин Галенко, проректор по дополнительному образованию
Петербургского университета экономики и финансов:
"Программы экспресс-МВА
эффективно работают как демонстрационные версии их полного формата. Например,
недавно действовала программа мини-МВА длительностью 144 часа, созданная
специально для директоров Ассоциации хлебопекарных предприятий. Форма обучения
оказалась востребована: емкая по времени, она давала направление, как
совершенствоваться и чему учить свой персонал".