Невский мостили известняком

Тротуары пришли в Петербург в конце XVIII века

СПб. Историки отмечают, что с самого начала строительства Северной столицы все улицы города, даже самые большие, прокладывались без пешеходных дорожек.
С появлением в столице органов городского самоуправления за "казенные" участки городских улиц (площади, мосты) стали отвечать Дума с управой. Обыватели же, как и ранее, продолжали отвечать за содержание участков улиц, прилегающих к их строениям.
Впрочем, Дума не раз возвращалась к рассмотрению такой нелепой структуры содержания столичных улиц и пыталась ее изменить. Рассмотрение затянулось на долгие годы, но рационального решения так и не было найдено.
В начале XVIII в. в Петербурге пешеходные части являлись продолжением дощатых проезжих частей. Только в середине XVIII в. появились узкие деревянные мост-ки, по которым можно было ходить с большой опаской. Наконец на исходе века кое-где, в том числе на Невском проспекте и у Адмиралтейства, появились "настоящие", созданные из камня тротуары. Их создавали из плит известняка, добывавшегося в Путиловской области Шлиссельбургского уезда. В народе они получили название "путиловских плит".
Как следует из данных энциклопедии, плиты вырубались из известняка размером метр на метр и высотой полметра. Эти плиты укладывались в один или два ряда и возвышались над проезжей частью на полметра. Иногда вместо известняка применялись подобных размеров гранитные плиты. Опыт применения каменных плит руководством города был признан удачным, его было решено распространить на другие столичные улицы.
Широкое применение камня нашло место только в XIX в. Начало этим городским дорожным работам было положено только при императоре Александре I. Работы по созданию тротуаров было рекомендовано начать уже в 1817 г., по улицам Вознесенской и Гороховой, а также Малой Морской и Большой Морской.
По единой модели
Покрывать тротуары предполагалось гранитными плитами шириной в 2 аршина (1,42 м) и укладывать их в два ряда, причем единообразно. По краям тротуаров, прилегавшим к проезжей части, требовалось ставить чугунные (или гранитные) столбики, "сделанные по единой модели", устанавливаемые на одинаковом расстоянии друг от друга, равном 2 саженям (4,26 м).
В начале 1870 г. у Мраморного дворца был проложен опытный тротуар из сплошных чугунных шашек, который себя не оправдал в эксплуатации. В начале 1910 г. в Петербурге стали применять цементные плитки. С 1930 г. все части улиц, как правило, асфальтировались. Наконец с 1990 г. в Петербурге появились тротуары, выложенные декоративной плиткой.
Покрытие главного проспекта Северной столицы всегда было визитной карточкой города.