Редактор Fortune: Америка разваливается на части

Все эти бедствия заставляют впечатлительных людей вздрагивать от страха – а вдруг что-то подобное ждет и меня? Старший редактор журнала Fortune Адам Лашински рассуждает о том, почему Америка разваливается на части. Он также вспоминает вышедшую 50 лет назад футуристическую книгу Айн Рэнд "Атлант расправляет плечи".

<b>Адам Лашински:</b>
<b>"В прошлую пятницу</b> главной новостью американских телеканалов стало сообщение о смерти трех строительных рабочих в Принстоне. Бедняги погибли в результате аварии на угольной шахте. А еще были заваленные породой и оказавшиеся таким образом в ловушке шахтеры из Юты, рухнувший мост через Миссисипи в Миннесоте, сбои в системе управления воздушными судами и много чего еще. Это что – описание жизни самой процветающей страны в мире? Или, может быть, все это не более чем совпадения?
<b>В знаменитом романе</b> Айн Рэнд "Атлант расправляет плечи" (где происходило нечто подобное) общество разваливалось на части, потому что элита (читай: социалисты) не позволяли рынкам нормально функционировать. Бесконечные железнодорожные аварии усиливали людское горе. Но отвлечемся от литературы и перейдем к реальности. Ведь дня не проходит, чтобы нам не сообщали о каком-нибудь бедствии или катастрофе, виной которым – вовсе не природная стихия. Правда, несчастный случай в Индиане доказал одну простую истину: строители падали со своих объектов во все времена – и хорошие, и плохие.
<b>Но как же дамбы</b>, крушения которых чуть не уничтожили 2 года назад Новый Орлеан? После сильного давления Инженерный корпус сухопутных войск США признался в том, что несет ответственность за некачественную конструкцию дамб и за их плохое содержание в течение десятилетий. Когда я был в Новом Орлеане, то слышал историю об одной дамбе, которая не разрушилась. Ей управляла компания Lockheed-Martin, которая производит нефтяные танкеры из космических шаттлов. Рабочие на этой дамбе стойко перенесли ураган "Катрина" и продолжали управлять насосами во время стихии. Так контролируемая частной компанией (но финансируемой государством) дамба выстояла.
<b>Я был в Нью-Йорке</b> как раз в тот момент, когда там затопило метро. Если верить губернатору штата Нью-Йорк Элиоту Спитцеру, потоп случился третий раз за последние несколько месяцев. Целый век власти города откачивали воду из своего метрополитена. Почему они перестали это делать сейчас? А ведь такое же удивительное разгильдяйство привело к разрушению моста в Миннесоте. Отчего все это происходит? Может быть, мы стали походить на героев книги "Атлант расправляет плечи"? Может быть, жадные капиталисты, летающие на своих частных самолетах и отдыхающие в многочисленных виллах и дворцах, решили наплевать на национальную инфраструктуру, которая им вовсе и не нужна?
<b>В вопросе финансирования инфраструктуры</b> страны президент Буш все делает на удивление правильно, хотя к его словам никто не прислушивается, ведь наш лидер сейчас на редкость непопулярен. Буш считает, что налоги на бензин нужно увеличить, чтобы средства на поддержание инфраструктуры всегда находились в полном объеме, Буш яростно критикует Конгресс, увлекшийся принятием всевозможных "громких" законов и не обращающий внимания на скучные, но крайне необходимые траты на эксплуатационные нужды.
<b>Поклонники писательницы Рэнд </b>дадут свой ответ на эти проблемы: приватизируйте все! Мол, частный мост никогда не упадет, потому что за ним будет следить компания, заинтересованная в получении прибыли. Но это, между прочим, опасное заблуждение. Есть области, которые нельзя отдавать на откуп рынку! Представьте себе, например, что компания, управляющая мостом, решила сократить расходы в квартале и не работать всего несколько дней. Вообразите, что ее президент будет чувствовать, если цены на акции компании зависят от квартальных результатов деятельности.
<b>Рынок далеко не всегда</b> работает на благо общества. Нам придется самим разбираться со своими проблемами. И у нас получится, потому что получалось всегда. А капиталисты поймут, что даже их <a href="http://www.avto-limusin.ru">суперроскошные лимузины </a>все равно едут через обычные мосты, а рабочие их заводов передвигаются на метро!"