Авиадвигатели: четвертый холдинг под вопросом

В России создадут четыре холдинга, которые будут заниматься разработкой и производством авиационных двигателей. Таким образом государство стремится повысить конкурентоспособность отрасли.

<b>Россия, а прежде и СССР,</b> всегда отставали от Запада в разработке и производстве двигателей для гражданских самолетов.
<b>&#171;В настоящее время</b> большинство серийно выпускаемых российских авиадвигателей для гражданской и транспортной авиации уступают зарубежным по экономичности, экологичности и уровню шума&raquo;, - сказано в аналитическом исследовании ИК &#171;ФИНАМ&raquo;, посвященном идее создания четырех холдингов.
<b>И логично было бы</b> начать объединение с заводов и КБ, которые конструируют именно такие моторы.
<b>Однако первый холдинг</b> создали на базе предприятий, которые своими разработками давно утерли нос западным конкурентам.
<b>Владимир Путин подписал </b>в субботу указ о формировании холдинга на базе московского ФГУП &#171;Салют&raquo;. Полностью государственный &#171;Салют&raquo; специализируется на разработке и производстве двигателей для истребителя Су-27, а также обслуживает двигатели предыдущих поколений &#171;сушек&raquo;.
<b>&#171;К &#171;Салюту&raquo; будет присоединено</b> Омское моторостроительное объединение им. Баранова, которое впоследствии будет трансформировано в филиал. Кроме того, государство передаст в уставный капитал формируемого холдинга государственные пакеты акций четырех компаний, связанных с производством двигателей:25,5% ОАО &#171;НПО &#171;Эга&raquo;, 38% ОАО &#171;КБ &#171;Электроприбор&raquo;, 25,5% ОАО &#171;Агат&raquo; и 38% ОАО НИИТ&raquo;, - говорится в исследовании &#171;ФИНАМ&raquo;.
<b>Председатель военно-промышленной</b> комиссии Владислав Путилин ранее сообщил, что в России появится всего четыре холдинга по разработке и производству двигателей для самолетов. Кроме того, что уже создан на базе &#171;Салюта&raquo;, сначала сформируют второй холдинг на базе питерского ОАО &#171;Климов&raquo;. К "Климову" присоединят московский завод им. Чернышева. Но поскольку "Климов"на 100% принадлежит Российской самолетостроительной корпорации &#171;МиГ&raquo;, далее новую структуру будут создавать уже на базе РСК "МиГ". Этот холдинг, по мнению аналитиков "ФИНАМ", в будущем может войти в Объединенную авиастроительную корпорацию.
<b>Третий холдинг создадут</b> из авиапредприятий Самарской области: заводов имени Кузнецова, &#171;Металлист-Самара&raquo; и &#171;Моторостроитель&raquo;, которые находятся в крайне плачевном финансовом состоянии. Создание управляющей компании позволит начать процедуру оздоровления этих заводов.
<b>Последний, четвертый холдинг - </b>самый загадочный. В него, по словам Путилина, должны войти &#171;предприятия Перми, Рыбинска и Уфы&raquo;. Речь идет об ОАО &#171;Пермский моторный завод&raquo;, ОАО &#171;НПО &#171;Сатурн&raquo; и ОАО &#171;Уфимское моторостроительное производственное объединение&raquo;.
<b>Интрига в том, что</b> &#171;Пермский моторный завод&raquo; и рыбинский &#171;Сатурн&raquo; - прямые конкуренты по ремонту двигателей серии Д-30. Их разные модификации устанавливают на самых распространенных в России самолетах Ту-154, а также Ил-62 и грузовых Ил-76. Разрабатывались двигатели в Перми, но сейчас серийное производство сосредоточено в Рыбинске.
<b>Кроме того, эти предприятия соперничают </b>на рынке поставок &#171;Газпрому&raquo; газоперекачивающих установок, которые делают на основе авиадвигателей. РАО &#171;ЕЭС России&raquo; тоже использует на своих электростанциях для выработки электроэнергии газотурбинные установки обоих производителей.
<b>При этом всего лишь четыре года</b> назад речь шла о создании в России двух центров по производству современных авиационных двигателей для гражданских самолетов - в Перми и Рыбинске. В Перми предполагалось довести до ума двигатель серии ПС-90, разные модификации которого стоят на Ил-96, Ту-204 и Ту-214. Это собственная разработка пермского предприятия.
<b>Кстати, обе компании сами </b>являются холдингами, объединяющими в своей структуре несколько производственные мощности, конструкторские бюро и прочие структуры.
<b>Вот, что сказал dp.ru </b>по этому поводу аналитик ИК &#171;ФИНАМ&raquo; Константин Романов:
<b>&#171;Компании, которые планируется</b> влить в четвертый холдинг, лучше всего приспособились к работе в условиях рыночной экономики, -. – Уфимское моторостроительное объединение, например, преуспело в выпуске двигателей для военных самолетов. НПО &#171;Сатурн&raquo; будет производить двигатели для самолёта SSJ. На мой взгляд, нет необходимости объединять в холдинг подобные компании.
<b>Если для каких-то проектов</b> им нужно будет объединить ресурсы, например, для создания двигателя пятого поколения, они могут сделать это сами. Вообще, компании, которым удалось преуспеть на рынке, сами не очень хотят объединяться с менее успешными компаниями, поскольку это подразумевает деление рынка и обмен технологиями.
<b>Катализатором их объединения</b> могло бы стать государство, которое бы выдавало им, например, беспроцентные кредиты для масштабных инновационных проектов. Ведь сегодня в секторе создания двигателей для гражданских самолетов мы существенно отстаем от Запада.
<b>Что касается первых трех</b> холдингов, то, объединившись, эти компании станут более конкурентоспособными. Это или полностью государственные компании, или государство владеет крупным пакетом акций. То есть фактически собственник просто перераспределяет свои пакеты акций для повышения эффективности&raquo;.
<b>В самих компаниях, которые</b> по воле государства вскоре могут сдать частями одного целого, пока не склонны говорить о перспективах.
<b>&#171;Мы пока не можем давать</b> комментарии о создании холдинга, куда может войти наше НПО, - сказала dp.ru представитель НПО &#171;Сатурн&raquo; Любовь Калинина. – Никаких официальных документов на этот счет пока нет&raquo;.