Коммунисты грезят индийским раем

КПРФ уже не призывает вернуть страну к плановой экономике и пересмотреть итоги приватизации. В Компартии придумали, как совместить рыночные отношения и госрегулирование. Об экономической программе КПРФ, с которой партия пойдет на предстоящие парламентские выборы, рассказал dp.ru зампред думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Сергей Собко.

<b>DP.RU: Сергей Васильевич, понятия &#171;коммунист&raquo; и &#171;рыночная экономика&raquo; считаются несовместимыми. Что делает КПРФ для того, чтобы разрушить стереотипы, которые по-прежнему бытуют вокруг партии?</b>
<b>Сергей Собко: </b>Как известно, бизнес ставит во главу угла извлечение прибыли. Но если рыночные отношения не регулируются со стороны государства, то уничтожается сама идея развития частной инициативы. Ведь в этом случае прибыль превращается в чистое воровство. Последние 15 лет именно это мы и наблюдали в России, с чем категорически не можем согласиться. Да, демократия – это замечательное слово. Но в нашей стране она приобрела извращенные формы, превратившись в вестернизацию. Именно в ходе демократизации российского общества был введен жесткий либеральный курс, выражающийся в нерегулируемых рыночных отношениях.
<b>DP.RU: Социальная ответственность бизнеса может стать одним из таких регуляторов со стороны государства?</b>
<b>С. С.: </b>К Биллу Гейтсу лично я отношусь с уважением по той причине, что он заработал миллиарды своим трудом и своими мозгами. А наши олигархи – это, как правило, бывшие комсомольские работники, на которых в свое время оформляли собственность их дяди, работавшие в министерствах. Потом племянники &#171;отвязались&raquo;. И сейчас намекать Потанину и Дерипаске о происхождении их капитала не имеет смысла. Слишком большой осадок остался в душе от тех людей, которые могли украсть то, что принадлежало всему народу и составляло общенациональную собственность.
К примеру, чтобы заработать свой нынешний капитал, Абрамович должен был работать без выходных и получать в день чистой прибыли до $8 млн. Любой человек понимает, что работы, за которую платили бы столько денег, просто не существует в мире. Все это явно было украдено. И как с ним после этого говорить о социальной ответственности? Предложить отдать ему 20% от своего капитала? Может быть, Абрамович энергичный человек, поэтому не надо крови. Но я не верю, что все 52 российских миллиардера (это цифра по версии журнала Forbs) отдадут свои деньги добровольно.
Поэтому, как выражался один известный персонаж, вор должен сидеть в тюрьме! А говорить о социальной ответственности можно с людьми, которые вообще понимают смысл этого слова. Когда Дерипаска заявляет, что готов все отдать по первому требованию государства, я ему не верю. Слишком плохо он играет!
<b>DP.RU: Коммунисты по-прежнему настаивают на пересмотре итогов приватизации?</b>
<b>С. С.: </b>В этих вопросах не надо рубить с плеча. Необходимо взвесить, насколько государство готово само руководить крупными монополиями. Если отрасль представляет стратегическое значение и государство способно ею управлять, то нынешние владельцы должны взять на себя исключительно менеджерские функции.
Также необходимо законодательно обязать их отдать ту часть имущества, которая им не принадлежит. Речь идет о той общенародной собственности, что они некогда приватизировали, заплатив 10% от ее реальной стоимости. Но еще раз повторю, жесткие репрессивные меры здесь не нужны: в начале 1990-х все пребывали в этом &#171;броуновском движении&raquo;.
<b>DP.RU: Может быть, гораздо жестче стоит регулировать деятельность естественных монополий?</b>
<b>С. С.: </b>Когда государство перестает вмешиваться в этот сегмент рынка, он становится неуправляемым. Взять, к примеру, энергетическую составляющую. Это порядка 40% от стоимости любого товара. Поэтому когда цены на топливо растут, естественно, растет цена и на товары. Помимо простых потребителей, рост тарифов больно ударяет и по предприятиям, которые попадают в путы штрафов и пени, становясь вечными должниками, пока не разорятся.
КПРФ настаивала на принятии соответствующего закона, отменяющего штрафы и пени, а также обязывающего должников выплачивать задолженность в рассрочку. Но в правительстве не согласились простить и освободить предприятия. Нельзя трогать систему, сказали нам. Хотя сохранить рентабельность энергетической отрасли можно за счет предоставления субсидий и снижения налоговой нагрузки.
<b>DP.RU: Получается, что роль государства должна быть велика практически во всех отраслях хозяйства. Может быть, стоит вернуться к плановой экономике?</b>
<b>С. С.: </b>Наша партия не призывает к возврату плановой экономики. Считаем, что российская экономика должна быть многоукладной. Но такие стратегические отрасли, как оборона безопасность населения, здравоохранение, образование, энергетика и железнодорожный транспорт должны находиться в руках государства. А если кто-то хочет выпускать чищеные грецкие орешки, минеральную воду или делать тумбочки – это частный сектор.
<b>DP.RU: То есть в Компартии поддерживают развитие малого и среднего бизнеса?</b>
<b>С. С.: </b>Бюджет США на 60% формируется за счет малых предприятий. У нас декларируется цифра в 10%. Но я думаю, что эти данные завышены. На самом деле никто не считал. Да и сама поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства в России не более, чем пустая декларация.
Чтобы понять это, важно разобраться в деталях. Допустим, решил человек создать свое предприятие. Услышал о системе &#171;одного окна&raquo;. Бежит туда, ему вручают перечень документов, необходимых для регистрации предприятия. И вот тут начинается хождение по мукам!..
Предположим, человек все же выдержал эти бумажные процедуры. Но теперь надо снять офис – это проблема. Нужны оборотные средства, но банк не хочет даже разговаривать о процентной ставке ниже 18% годовых. Ему гораздо выгоднее вложить деньги в покупку земли вокруг Москвы или Петербурга и затем снять с приобретения 100% прибыли.
<b>DP.RU: Как можно решить эту проблему?</b>
<b>С. С.: </b>У страны есть средства для решения этой проблемы. Только в этом году профицит федерального бюджета составил порядка 1,5 трлн руб. Эти деньги можно не отправлять в западные страны, а разместить в российских банках, которые могут использовать средства, в том числе на предоставление кредитов предприятиям по ставке не выше 8% годовых. Причем 2% из этих денег банки могли бы оставить себе в качестве премиальных за работу. По этой схеме можно решать и другие проблемы.
Так не хотят же! Но, допустим, человек не стал брать кредит в банке, взяв в долг деньги у родственников и знакомых, и начал работать. Так ведь налоги задушат! До 1994 года никто из бизнесменов не знал, что такое &#171;серые&raquo; схемы, зарплата в &#171;конвертах&raquo; и т. д. Но государство ведет себя, как мытари в Древнем мире, по принципу &#171;выживете, так выживете&raquo;.
<b>DP.RU: У партии есть какие-то конкретные предложения в вопросе реформирования налоговой системы?</b>
<b>С. С.: </b>Нынешняя налоговая система тоже пришла в Россию с Запада. Из-за нее бизнес никогда не разовьется. Взять хотя бы НДС. Этот налог был изобретен в странах, где начиналось перепроизводство товаров, а потому был самым собираемым. Михаил Фрадков говорил о необходимости снижения ставки по этому налогу до 13–15%. Но мы предлагали полностью отменить НДС. А вместо него ввести налог с продаж, который должен составлять 10%.
Еще один налог – ЕСН – надо изменить, убрав из него налог на фонд оплаты труда. Получил человек зарплату и пусть сам платит с нее налог – в Пенсионный фонд, в ФОМС и т. д. Такие примеры есть и в мировой практике. Например, в Дании сумма налогов с физического лица доходит до 60%. Если Россия позаимствует аналогичный опыт, то наши предприятия перестанут жить по &#171;серым&raquo; схемам. Сегодня же 90% предприятий пользуются &#171;лазейками&raquo; в законе, выплачивая своим работникам зарплату в &#171;конвертах&raquo; и тем самым уходят от уплаты налогов. В итоге страдает социальная сфера. Кроме того, сама налоговая инспекция превратилась в инструмент давления на людей. Именно по причине &#171;внезапных&raquo; налоговых проверок, санкционированных местными властями, люди стали бояться ходить на митинги и свободно выражать свою точку зрения.
<b>DP.RU: Поддерживает ли партия идею своих оппонентов из &#171;Справедливой России&raquo; ввести прогрессивную шкалу налогообложения и налог на роскошь?</b>
<b>С. С.: </b>Прогрессивная шкала налогообложения – это разумно. Мы против уравниловки, хотя нас в этом часто упрекают. Ведь если всем платить по 150 руб., то страна вновь рискует вступить в полосу стагнации. Но инициативу можно стимулировать налоговыми принципами. Например, ежемесячный доход от $300 до $500 вовсе не должен облагаться подоходным налогом. А вот налог с дохода до $10 тыс. мог бы составлять 13%, а от $10 тыс. и выше – 25%.
Что же касается введения налога на роскошь, то общество должно договориться, что считать роскошью. К примеру, купил бриллиантовое колье – отчисли государству налог в 25% от его стоимости. Эти деньги пойдут на общее благо – строительство и содержание больниц, повышение стипендий студентам и т. д.
<b>DP.RU: На ваш взгляд, в какой стране мира сейчас созданы наиболее благоприятные условия для развития частной инициативы и чей опыт Россия могла бы позаимствовать? </b>
<b>С. С.: </b>В этом плане наиболее привлекательной страной является Индия. К примеру, местный житель, у которого большая семья, решил заняться народными промыслами. В этой стране чиновник поможет собрать ему справки, необходимые для занятия предпринимательской деятельностью, всего за один день. На основании собранных документов человек сможет получить банковский кредит всего под 2–3% годовых. При этом в течение первых 5 лет его освобождают от уплаты налогов. Дальше все зависит от энергичности самого предпринимателя, государство же помогло ему в самом начале пути.
Наше государство душит предприятия на протяжении всего пути, пока те совсем не задохнутся. Так, только за 2006 год в Санкт-Петербурге прекратило свое существование около 6 тыс. малых предприятий. Большую роль в этой &#171;кончине&raquo; играют нынешние особенности приватизации федерального и муниципального имущества. По закону у нас в этом процессе все равны. При этом очень выгодной стала считаться покупка помещений, обремененных договорами аренды. Арендаторы подчас и не знают, что их офис выставлен на продажу.
В свое время фракция предлагала поправку в закон о приватизации, исключающую принцип равенства при приобретении в собственность федерального и муниципального имущества. Так, если наниматель добросовестно выполняет свои обязанности по долгосрочному договору в течение трех лет, то ему предоставляется право приоритетного выкупа с рассрочкой. И, заметьте, не бесплатно, а по рыночной цене.
Вместе с тем надо добиваться равноценных условий при выкупе предприятиями офисных и других помещений, обремененных договорами аренды. Так, крупные иностранные компании на Лиговском проспекте в Питере почему-то выкупают огромные офисы по максимальной цене в $800 за квадратный метр, а нашим малым предприятиям, дай бог, удастся выторговать за $2400 крохотное помещение. В таких ситуациях явно торчат коррупционные &#171;уши&raquo;.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.