Гвардии коммерсанты построили нам ДЛТ

Офицерские общества создавали торговые дома по всей России

CПб. Потребности офицеров и солдат помогли создать успешное торговое заведение, которое приносило прибыль вплоть до революции 1917 г.
В 1909 г. на Большой Конюшенной ул. состоялось торжественное открытие первого в России торгового дома Экономического общества офицеров Гвардейского корпуса. Это общество было основано в 1891 г. Офицеры гвардейских формирований принадлежали выс-шему обществу, что требовало регулярных финансовых затрат. Помимо того что им приходилось экипироваться полностью за свой счет, по давней традиции они награждали и подкарм-ливали солдат из собственных средств. При таких затратах ежемесячного содержания явно не хватало. И тогда возникло предложение создать собст-венные мастерские по производст-ву необходимых вещей.
Свое дело
Для организации дела использовали распространенную в то время экономическую форму - паевую. Гвардейцы вносили определенную сумму - паи и получали возможность заказывать необходимое по невысоким ценам. Кроме того, общество поставляло на дом своим пайщикам продукты питания и прочие предметы первой необходимости прямо со склада. Постепенно сфера деятельности "гвардейки" расширялась. Основной доход, по мнению многих, должна была приносить коммерческая деятельность.
Решено было построить торгово-производственный комплекс с магазинами, мастерскими, складами. Для осуществления грандиозных планов требовалась сумма в 1 млн 150 тыс. рублей. И тогда генерал-лейтенант Константин Николаевич Манзей подал прошение на высочайшее имя о выдаче беспроцентной ссуды сроком на 30 лет. Прошение удовлетворили. Здание начали строить на углу Кирочной и Литейного. Правда, согласие государства оплатить строительство лишало общество возможности использовать полученную недвижимость на собственное усмотрение. После завершения работ в результате затяжных "военных" дейст-вий "гвардейка" все-таки сумела получить часть здания.
Виррих и компания
Тем не менее идея строи-тельст-ва собственного торгового дома не давала покоя. Теперь ее можно было осуществить, только если бы доходы сильно выросли. В период русско-японской кампании капиталовложения общества существенно увеличились, и чистая прибыль составила 748 тыс. 355 рублей. Полученные деньги решено было незамедлительно потратить на осуществление давних планов.
Но сначала требовалось найти подходящий земельный участок. Специально созданная для этого проекта комиссия остановилась на пяти вариантах: участок у Симеоновского моста, дом на Литейном, на Владимирской ул., на Михайловской и Волынкином дворе. От первых четырех пришлось отказаться ввиду высокой стоимости (самой дорогой была земля у Симеоновского моста - 1 тыс. рублей за сажень). Выбор пал на Волынкин двор (382 рубля за сажень).
По предварительным расчетам проект должен был обойтись в сумму около 1 млн 500 тыс. рублей. Комиссия объявила международный конкурс. К 1 мая 1907 г. архитекторы представили 25 проектов. Выбрали шесть лучших, из которых и составили окончательный вариант. Команду архитекторов возглавил академик Эрнест Францевич Виррих.
Ощущение воздушности
Внутри здание было разделено на галереи, опиравшиеся на колонны и опоясывающие все пространст-во. Благодаря отсутствию внутренних перекрытий и большим витринам создавалось ощущение воздушности. На первых двух этажах разместили магазины промышленных и продуктовых товаров. Третий этаж отводился под магазины офицерских предметов. При строительстве торгового дома использовался и новейший материал - железобетон, что делало постройку очень надежной. В результате гвардейцам универмаг обошелся в 1 млн 420 тыс. 756,62 рубля. Вдохновившись столичным примером, офицерские общества принялись строить торговые дома по всей России: в Москве, Одессе, Киеве, Тифлисе и т.д.
Гвардейский универмаг
Открывшись 7 декабря 1909 г., торговый дом быстро стал популярным не только среди офицеров, но и среди горожан. Покупать товары здесь мог любой, однако члены общества имели некоторые привилегии. Офицеры гвардии могли покупать товар в кредит, кроме того, в конце года они получали дивиденды по взносам и премии за то, что весь год были верны своему универмагу.
Спустя 2 года в магазине работало почти 2 тыс. человек. Помимо богатого убранства и роскошной меблировки (диваны и кресла были обтянуты бархатом и кожей) и прекрасного кафе гражданских покупателей привлекали безупречное обслуживание и обширный, тщательно подбираемый ассортимент (гастрономический отдел - 106 наименований, лабазный - 40, кондитерский - 50). Весь товар шел с незначительной наценкой. Восемь мастерских, как и универмаг, быст-ро заработали отличную репутацию. Все заказы выполнялись на высоком уровне и без задержек.
В здании магазина было установлено пять лифтов (три грузовых и два пассажирских). Проблему передвижения с большим количеством покупок значительно облегчали возможность нанять посыльного и отдел доставки. Купленный товар поступал на первый этаж в специальное отделение, где его упаковывали и отправляли по адресу. В зависимости от места расположения доставка стоила 20, 30 или 40 копеек.
За 6 лет чистая прибыль торгового дома выросла в 3 с лишним раза (в 1909 г. - 145 тыс. 435 рублей, в 1915 г. - 518 тыс. 348 рублей). С началом войны магазины и мастерские перешли на изготовление военно-походных предметов и распределение съестных припасов строго среди членов общества. После революции торговый дом долгое время находился в состоянии бесхозности и неопределенности, пока его хозяином не стал Ленинградский союз потребительских обществ.
Почти в 1,5 млн рублей обошлось строительство торгового дома офицерским обществам.
Что было в ДЛТ в 1915г.
- В Торговом Доме работало 40 магазинов, 10 специализировались на продаже продуктов питания.
- Продажа товара в шести отделах (полотняный, обмундировочный, офицерских вещей, винный, парфюмерный, чайный) приносила прибыль свыше 400 тыс. рублей.
Источник: Братющенко Ю.В., "Дом ленин-градской торговли: исторический очерк"