09:4220 июня 200709:42
4просмотров
09:4220 июня 2007
Госдума продолжает лишать генпрокурора важных полномочий – на этот раз у него отбирают право осуществлять уголовное преследование депутатов и сенаторов, судей и членов Счетной палаты, а также бывших глав российского государства.
<b>В скором времени </b>эти функции отойдут руководителю Следственного комитета (СК) при <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/87357" target=_blank>Генпрокуратуре РФ</a>. Соответствующие изменения в 24 действующих закона внесла в Думу группа сенаторов, а также депутат <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/141911" target=_blank>Владимир Плигин</a>.
<b>В думских кулуарах </b>ходят разговоры, что поправки инициированы администрацией президента. С их принятием политическое влияние Генпрокуратуры будет сведено к минимуму, а вот новый орган, напротив, станет "оружием" в руках президента.
<b>Напомним, СК должен </b>приступить к работе уже этой осенью. Его руководитель хоть и будет ходить в ранге первого зама генпрокурора, однако станет не подотчетной ему фигурой. Гораздо в большей степени глава СК попадет в зависимость от президента, который будет вносить его кандидатуру на утверждение Совфеда, а также определять порядок службы в структуре и финансово-материальную базу.
<b>Передел полномочий </b>между Генпрокуратурой и СК начался в мае, когда депутаты запретили прокурорам возбуждать и прекращать уголовные дела, сохранив за ними лишь функцию надзора, а также право выступать с обвинительной речью в суде. Впрочем, как уже сообщал dp.ru, в ходе доработки соответствующих поправок в УПК и закон о прокуратуре сотрудникам ведомства Юрия Чайки все же удалось отчасти сохранить былые привилегии: к примеру, прокуроры смогут застопорить дело, отказавшись утвердить по нему обвинительное заключение перед направлением в суд.
<b>К тому же первое время </b>с момента создания СК следователи будут зависеть от прокуроров материально. Получать зарплату из прокурорской кассы, а также делить оргтехнику и кабинеты следователям и обвинителям придется как минимум до 1 января 2008 года.
<b>Однако до сих пор </b>дележка полномочий напрямую касалась обычных прокурорских работников и следователей, а также простых сограждан. Новые поправки призваны разделить стеной генпрокурора и главу СК.
<b>Прокуратура теперь </b>не сможет осуществлять уголовное преследование в отношении судей, членов Счетной палаты, бывших глав российского государства, работников избирательных комиссий всех уровней, а также кандидатов в президенты и депутаты.
<b>Уголовные дела </b>в сфере коммерции также уходят из ее компетенции.
<b>Наряду с главой СК </b>генпрокурор сможет лишь обратиться к Думе или Совфеду с просьбой о снятии неприкосновенности с парламентария. На этом и заканчивается власть <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/618254" target=_blank>Юрия Чайки</a>.
<b>Эксперты dp.ru </b>о разделении следствия и надзора:
<b>Владимир Плигин</b>, глава комитета Госдумы по госстроительству:
<b>В рамках разделения </b>следствия и надзора создается понятный механизм сдержек и противовесов. В полном объеме сохраняются функции надзора в сфере дознания, осуществление прокурором функций обвинения в суде, контроль процедур отказа в возбуждении уголовных дел, а также четкий механизм работы с обвинительным заключением.
<b>В то же время </b>для лица, осуществляющего надзор, исключается возможность возбуждения уголовного дела в отношении всех категорий возможных субъектов уголовного преследования, а также воздействия на ход предварительного расследования через систему указаний по следственным действиям. В результате этих и других изменений надзорные функции будут сконцентрированы на усилении контроля в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан, допустим, на стадии утверждения обвинительного заключения.
<b>Виктор Илюхин</b>, депутат Госдумы (фракция КПРФ):
<b>Эти поправки вносятся </b>в спешке, отделаться от слова "прокурор" в законах не так-то просто – оно присутствует более чем в 2 тыс. законодательных актов. Однако в итоге это породит неразбериху, волокиту и бюрократические проволочки в работе следствия и надзора.
<b>Предлагаемые изменения </b>также на порядок снижают уровень гарантий защиты прав гражданина. Прокуратура теперь фактически не сможет реагировать на беззаконие следствия на стадии предварительного расследования. В настоящее время, по данным ГУИНа, на протяжении последних 3–4 лет из следственных изоляторов были освобождены 2–3 тыс. граждан, незаконно арестованных следователями. С вступлением закона в силу эта цифра вырастет во много раз.
<b>Одним из результатов </b>создания СК станет рост коррупции, а передача права осуществлять уголовное преследование, в частности, кандидатов в депутаты и президенты от генпрокурора к руководителю СК на практике может обернуться преследованием неугодных власти.
<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/228546" target=_blank><b>Александр Хинштейн</b></a>, депутат Госдумы (фракция "Единая Россия"):
<b>Лишение прокуратуры </b>права надзора и вмешательства в незаконные и противоправные действия следствия самым прямым образом повлечет за собой массовые нарушения прав и интересов граждан. К примеру, пока дело не направлено в суд, а это может быть год и полтора года, прокурор лишен какого-либо права воздействия – даже при явных фактах нарушения закона и произвола, необоснованного возбуждения дела, привлечения к ответственности невиновного и т. д.
<b>Кроме того, ломается </b>и нарушается выстроенная за много лет система сдержек и противовесов. Не может такого быть, чтобы сам орган надзирал за собой, не имея никакого стороннего надзора. Это приводит к самым печальным последствиям. Пройдет совсем немного времени – и страна захлебнется от того беспредела, того беззакония, от которого сегодня не застрахован никто.