00:0023 мая 200700:00
17просмотров
00:0023 мая 2007
СПб. Споры о сетевой литературе, столь актуальные для конца 1990-х, кажутся сегодня анахронизмом.
Долгое время считалось, что именно из Сети
придут новые писатели, не связанные требованиями рынка и конъюнктуры, и вот-вот
мы увидим результат свободного творчества масс.
Но в свободном творчестве
масс процент творческих удач оказался так же мизерен, как в издательском
самотеке, а способ институционализации текстов, их распространения, обсуждения и
размещения оказался так же непринципиален, как, допустим, способ написания:
пером, карандашом, компьютером.
Вторсырье
Иное дело, что сетевая
литература (почти как любая графомания) бесценна в смысле накопления опыта,
концентрации некоторых ускользающих примет эпохи, и для будущего писателя или
историка она послужит бесценным источником информации. О времени больше говорят
как раз плохие тексты, потому что хорошие написаны о вечности, об авторе, и Сафо
мы воспринимаем как свою современницу. А вот средневековый или нынешний графоман
дают поразительный материал для всех, кому интересны заблуждения и мании
обывателей прошлого.
Впрочем, есть у сетевой литературы еще одно
печальное свойство: она изначально вторична, подражательна, ориентирована на
"бумажные" образцы.
В литературу привнесены принципы рынка: если кто-то
начал печь булки с изюмом, опыт тут же перенимается всеми городскими
булочниками. Так и в современной литературе: один графоман написал "Код да
Винчи" и случайно прославился - и сотня других пишет конспирологические
детективы на историческом материале, и все это "хавается" невзыскательной
публикой.
Современный графоман копирует чужую стилистику, изо всех сил
стараясь соответствовать раскрученным трендам и брендам. Все эти "тренди-бренди"
удручающе скучны и монотонны. В Сети пользуется успехом то, что легко
усваивается, а легко усваивается то, что один раз уже прожевали. В этом смысле я
весьма скептически оцениваю перспективы так называемой
"сетературы".
Правда, говорят, что процент Гитлеров в обществе станет
меньше, ибо вырастают они чаще всего из неудавшихся художников или писателей, а
Сеть дает каждому шанс обрести аудиторию и почувствовать себя удавшимся. Но судя
по рыку и воплям, царящим в сетевых обсуждениях сетевой же литературы,
непримиримость графомана никуда не девается - напротив, он начинает чувствовать
себя писателем, коль скоро его читают, и амбиции его возрастают многократно.
Легализация графомана не делает его ни добрее, ни талантливее. Боюсь, что
бумажная литература по-прежнему наше все.
Специально для "ДП" Дмитрий
Быков, писатель