Исраэль Шамир: Советских ветеранов блокировали в Иерусалиме

«Где больше уважают русского человека, по ту или по эту сторону Пиренеев?» - этим вопросом задавался герой романа «Москва-Петушки», - и отвечал: «Не знаю, как по ту, а по эту не очень». Я вспомнил об этом, когда в Иерусалиме, в Израиле, сорвали празднование Девятого мая.

<b>Когда ветераны войны,</b> последние герои Сталинграда и Курской дуги, а с ними – и сотни других русских израильтян пошли по главной улице города, как они это делают из года в год, им навстречу пустили поток машин, а потом полиция преградила им путь и не позволила дойти до мэрии. Практически шествие было разогнано, сорвано иерусалимским муниципалитетом.
<b>Покруче, чем в Таллине –</b> говорили люди. Ну, с Эстонией все понятно: для многих эстонцев девятое мая – день траура. Но в Израиле, казалось бы, память о войне должна быть живой и свежей. Ведь Красная Армия спасла евреев от гибели, да и с тех пор Израиль не упускает случая вспомнить о трагедии и напомнить другим.
<b>Но только русские</b> в Израиле празднуют 9 мая и напоминают другим. Израильтяне в своей массе даже не знают, что Россия воевала с нацистской Германией. В музее Холокоста в Иерусалиме говорится об армиях союзников, но не о решающем вкладе России.
<b>Эта странная оптическая ошибка</b> особенно видна на отношении к ветеранам войны. Многие из них приехали доживать свой век в Израиль. Одно время в российских СМИ часто писали, как хорошо к ним относятся в еврейском государстве.
<b>Но эта эпоха миновала.</b> Красная Армия и русские вышли из моды, и даже в Иерусалиме городские власти решили сорвать шествие. Это не было абсолютной неожиданностью - мэр Святого города объявлял о своем решении запретить шествие и застолье на площади, чтобы оно не нарушало спокойное чаепитие муниципальных чиновников.
<b>Мэр Иерусалима,</b> ортодоксальный еврей Луполянский, сказал было, что его не поняли, и что он совсем не против. Но как выяснилось девятого мая, он все же решил показать русским, кто хозяин в городе.
<b>В иерусалимском муниципалитете</b>, конечно, нет нацистов. Позорное решение мэрии вызвано обычным пренебрежением к русским. Не только в Таллинне – но и в Израиле привыкли относиться к русским как к гражданам второго сорта. И тут нет разницы между &#171;этническими русскими&raquo; и &#171;этническими евреями&raquo; из России, израильтяне всех одинаково называют &#171;русскими&raquo;, и относятся одинаково, не замечательно.
<b>Если у иммигрантов</b> была надежда, что в Израиле они станут своими, то она рассеялась. Впрочем, не получилось и у русских немцев стать немцами в Германии, и многие из них вернулись в Россию. Не получилось у русских греков, не получилось… короче, миф о крови был побит реальностью почвы. Хоть гражданство у большинства выходцев из бывшего СССР есть, но с престижем слабовато.
<b>Израильские газеты,</b> не слыхавшие о &#171;политической корректности&raquo;, регулярно сообщают о &#171;русских проститутках&raquo;, &#171;русских наркоманах&raquo;, &#171;русской мафии&raquo;.
<b>Пошедшие в политику русские </b>не смогли стать влиятельными политиками. На сегодняшний день все они оттеснены на обочину. Не помогает и богатство. Владимир Гусинский стал совладельцем газеты &#171;Маарив&raquo;. То есть деньги-то он вложил, но к редакционной политике его не подпускают и на километр.
<b>Добро бы старые</b> израильские элиты справлялись со своими обязанностями. Но как показали последние события, они обанкротились и оправданно утратили доверие народа. Министр обороны не знал, что у соседей есть ракеты на вооружении и не умеет пользоваться биноклем. Премьер-министр рассуждает о том, сколько &#171;Томагавков&raquo; он запустит по Ирану.
<b>На этом фоне</b> в израильской политической и общественной жизни возникает феномен Аркадия Гайдамака. В отличие от прочих олигархов и русских политиков Израиля Гайдамак не разыгрывает антироссийскую карту. Он не тянется свергать Путина.
<b>Сейчас, когда каждый</b> второй русский израильтянин проводит время в Москве, для антирусской позиции нет места на карте. Чем весомее Россия, тем весомее и русская община, а она имеет достаточный потенциал, чтобы сыграть б<b>о</b>льшую роль в жизни страны – это талантливые, энергичные и культурные люди.
<b>Для русской общины </b>Гайдамак – это шанс поднять свои акции. Гайдамак организовал общественное движение и заявил о своей готовности бороться за должность мэра Иерусалима. Возможно, сама возможность его участия в выборах изменит отношение городских и все израильских властей к русским. Израильтяне уважают силу.
<b>В отличие от других общин</b> страны, русские еще не научились действовать себе на пользу, легко поддаются пропаганде, повторяют чужие лозунги.
<b>Желание израильской элиты</b> потопить Гайдамака понятно, но они хотят это сделать русскими руками. Хватит ли у русской общины ума и зрелости не поддаться? Омраченный праздник Девятого мая, Дня Победы, особого дня для всех россиян, включая русских евреев, может способствовать сплочению этой команды.
<b>Исраэль Шамир, израильский писатель</b>