00:0003 мая 200700:00
29просмотров
00:0003 мая 2007
Воздухоплаватели покружат над Царским Cелом
СПб. Тепловой дирижабль похож на
дыню диаметром 15 м и длиной до 40 м. Несмотря на габариты, воздушные гиганты
соревнуются в скорости и ловкости.
Наблюдать, как 20 громадин будут
толкаться и гоняться в северном небе, можно будет 21-28 июня. Именно в эти дни в
Царском Cеле пройдет Кубок мира по воздухоплаванию в дисциплине "Тепловые
дирижабли".
Дорогой спорт
Такие соревнования проводятся в мире
достаточно редко - чемпионат мира, например, проводился всего 7 раз (восьмой
чемпионат состоится тоже в России в 2008 г.), - поскольку и самих тепловых
дирижаблей насчитывается всего несколько десятков. В России всего два дирижабля,
но мировая воздухоплавательная общественность не устояла перед искушением
полетать над дворцами и парками Петербурга и окрестностей и насладиться
видами.
Для российской стороны соревнования - вопрос престижа. Хотя и
обойдутся организаторам недешево: предварительно затраты оцениваются в $2 млн.
Сейчас участие подтвердили около 20 команд, которые приедут в Петербург со
своими дирижаблями. Это и спортсмены, представители корпоративных команд, и
состоятельные владельцы дирижаблей. За рубежом полеты на дирижаблях - элитный
вид спорта, вроде гольфа или поло, только еще более затратный: один тепловой
дирижабль стоит около $200 тыс. "На соревнования в Петербург собираются приехать
участники из Новой Зеландии, Бразилии, США, Европы и даже команда из Африки. В
качестве гостей мы пригласили нескольких представителей западной бизнес-элиты, в
частности знаменитого британского миллиардера-экстремала Ричарда Бренсона", -
поделился Дмитрий Клоков, генеральный директор компании "ПРОСТО Strategic
Communications", организующей соревнования. Спортсмены будут бороться за приз в
$15 тыс.
Секреты управления
Чтобы получить приз, пилотам придется
постараться. "В данном виде спорта есть большой выбор упражнений и заданий,
которые можно выполнять, - рассказывает директор спортивной дирекции
мероприятия, бизнесмен и воздухоплаватель из Люксембурга Пьер Тибо. - Но мы
имеем дело с большой массой, большой площадью, и очень сложно выполнять
некоторые фигуры на таких больших машинах с точностью". Дирижабль движется не
очень быстро, его скорость не больше 30-40 км в час, но внутри оболочки 8 т
воздуха, которые не так просто передвигать. "Управление тепловым дирижаблем
заключается в создании нужной температуры внутри оболочки: для этого
используется агрегат, который может в течение короткого времени нагреть воздух
внутри дирижабля или выпустить теплый воздух из него. Регулируя температуру,
пилот управляет дирижаблем по высоте, - рассказывает Геннадий Опарин, пилот
российского дирижабля. - Создание тяги от воздушного винта позволяет управлять
скоростью, а наличие руля позволяет маневрировать по управлению. Управление по
нагрузкам осуществляется подогревом разных частей дирижабля, между которыми
имеется перегородка. Кроме того, нужно осуществлять навигацию, следить за связью
и ориентироваться на местности".
Задания для гигантов
В начале
соревнования дирижабли проходят расстояние между двумя отметками.
Это
классическая гонка, на скорость. Во время основной гонки на дирижаблях, как
правило, все участники проходят по четкому периметру чаще всего в форме
треугольника, точно повторяя заданную фигуру. По ходу движения по этому
треугольнику они выполняют различные задания. Это может быть посадка на очень
небольшие по сравнению с размерами дирижабля участки (5 на 5
м).
"Участники должны приземлиться, а потом вновь подняться, набрать
полную скорость и двинуться дальше. Причем точность полета должна быть
достаточно высокой. Самые профессиональные спортсмены добиваются точности 2-3
см", - комментирует Пьер Тибо.
Еще один вид соревнований - когда
дирижабли выстраиваются в одну линию, а участники должны забраться в дирижабль,
подняться, сделать три или четыре поворота по периметру и
вернуться.
Царское Село особенно понравилось Пьеру Тибо с точки зрения
подготовки заданий для спортсменов.
"Я увидел очень интересные места, где
можно провести соревнования по слалому. Там есть очень любопытные памятники
архитектуры, которые можно использовать для поворотов, а в пруд можно поставить
лодку и сделать ее целью для дирижабля", - радуется директор. Пугают
воздухоплавателей только северные ветра, поэтому все полеты будут производиться
только утром, когда, по их мнению, ветер дует реже.
Пилот Станислав
Федоров во время подготовки к запуску экспериментального теплового дирижабля
"Полярный гусь", который поднялся на высоту 8 тыс. м и установил мировой
рекорд.
На заметку
История воздухоплавания
- Воздушный шар
был изобретен в конце XVIII в. во Франции братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье.
Первыми пилотами стали утка, петух и овца.
- Первые полеты на воздушных
шарах были развлекательными, но затем аэростаты стали применять в научных и
военных целях
- До середины XIX в. аэростаты были неуправляемыми: шар
несся по воздуху по воле ветра, а по мере остывания опускался на землю. Чтобы
улучшить маневренность аэростатов, к ним стали прикреплять воздушные винты -
такие летательные аппараты стали называть дирижаблями. Используемые в начале
века дирижабли наполнялись мешками с легким газом. Первые же тепловые дирижабли
появились только в 70-х гг. XX в.
- Первым российским воздухоплавателем
стал генерал от инфантерии Сергей Львов. Французский изобретатель Анре-Жак
Гарнерен прокатил его на своем воздушном шаре за 2000 рублей и поднял на высоту
2,5 км.
- На 1941 г. 17 из 24 мировых рекордов в воздухоплавании
поставили советские спортсмены.
Источник: www.world-airship2008.ru