Город вовлекли в игры на деньги

Городские квесты плодятся и размножаются

СПб. Основатели городских офлайновых игр запускают свои проекты в надежде совместить активный отдых с зарабатыванием денег. Но получается это не у всех.
Сегодня в Петербурге проводится около 10 игр, в которых участники должны передвигаться по городу и выполнять определенный набор заданий. Такого рода развлечения появились в столицах около 2 лет назад, стали популярны около года назад, а сейчас активно распространяются по регионам.
Откуда деньги
Правила, задания, способы реализации у всех игр разные, но мотивации их учредителей или организаторов схожие. Практически все игры были организованы (по выражению организаторов игры "Дозор") как коммерческо-социальные.
"Про коммерческий успех мысли у нас, конечно, были, но во главу угла такая цель не ставилась", - признается Алексей Явич, генеральный директор ООО "Тим Фабрик" (проекты "ФотоКросс" и Saint-Petersburg Urban Race).
"Я делал этот проект больше с коммерческой нацеленностью, но сейчас мне не очень интересны те деньги, которые я могу выжать из этого", - рассказывает Дмитрий Садовой, создатель игры "Схватка".
Это общее настроение всех руководителей игр, их бизнес-схема строится тоже примерно одинаково. Доходы, которые получают организаторы, складываются из взносов участников игр и при удачном стечении обстоятельств - спонсорских контрактов. Расходуются деньги на раскрутку, организацию и техническую поддержку игр, на призовой фонд для участников. В итоге, если игра прошла без поддержки спонсоров, организаторы получают 5-20% от оборота, и прибыль редко составляет больше $2 тыс.
"Так, как хотелось бы, проекты не окупаются до сих пор. То есть мы, конечно, получаем какую-то прибыль, но она несоизмеримо меньше затраченных сил и времени. Во всех наших проектах прибыль могла бы быть получена исключительно в случае участия в проектах спонсоров. Взносов участников обычно хватает только для того, чтобы покрыть организационные расходы", - рассказывает Алексей Явич.
Новые развлечения
По этой причине практически все организаторы игр либо имеют постоянную работу, которая и является их источником дохода (например, организатор московской игры "Схватка" Дмитрий Садовой работает СЕО в фирме, занимающейся продвижением интернет-проектов; для него "Схватка" и второй проект, "Сухие войны", существуют на уровне хобби), либо стараются зарабатывать за счет проведения корпоративных турниров на базе своего проекта (например, "Грохни.ру".)
Перспективность развлекательного бизнеса сильно зависит от раскрученности проекта и количества участников, а также от общего уровня организации игр и, как ни странно, в меньшей степени от размера призового фонда.
На сегодняшний день самой коммерчески успешной является игра "Дозор". Она активно продвигается в регионах и одна из немногих своих конкурентов получает от игр в регионах деньги, фактически неофициально работая с регионами по схеме франчайзинга.
"Мы считаем, что это очень перспективное направление. Досуг у нас в городе практически не организован, - считает Лада Ястребцева, организатор "Дозора" в Петербурге. - Люди сейчас хотят посещать клубы по интересам, заниматься тем, что объединяет больше, чем обычные посиделки, что привносит в жизнь дополнительный смысл - желание победить".
Дмитрий Садовой формулирует причину растущей популярности городских игр-квестов следующим образом: "Популярность будет расти, потому что это несколько другое развлечение, чем смотреть "Дом-2" или пить пиво в уже надоевшем тебе баре".
Конкуренция
В силу этих или каких-то других причин, несмотря на все возрастающую конкуренцию и постоянное появление новых проектов, все игры находят свою аудиторию. Среднее количество активных участников колеблется от 100 до 500.
"Когда хотя бы раз в месяц будут проходить большие соревнования, на 300-500 человек, можно будет говорить о наличии конкуренции. Кроме того, у каждого проекта все-таки своя аудитория. Пересечения аудиторий наших проектов - процентов двадцать", - оценивает положение на рынке городских игр Алексей Явич.
Участники городских игр готовы идти на любые безумства, вызывая тем самым удивление окружающих (например, в игре Saint-Petersburg Urban Race).
На заметку
- Большинство игр, проводящихся в Петербурге, являются калькой с проектов, уже реализованных ранее в Москве или за границей.
- Прототипом городских квестов некоторые организаторы называют пионерские "Зарницы", бывшие популярными в Советском Союзе.
- Первый квест - игра "Схватка" состоялась в Белоруссии. Придумал ее интернетчик Иван Маслюков. Сегодня проект имеет развитую инфраструктуру: собственную газету и интернет-магазин.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.