00:0003 мая 200700:00
14просмотров
00:0003 мая 2007
Городские квесты плодятся и размножаются
СПб. Основатели городских
офлайновых игр запускают свои проекты в надежде совместить активный отдых с
зарабатыванием денег. Но получается это не у всех.
Сегодня в Петербурге
проводится около 10 игр, в которых участники должны передвигаться по городу и
выполнять определенный набор заданий. Такого рода развлечения появились в
столицах около 2 лет назад, стали популярны около года назад, а сейчас активно
распространяются по регионам.
Откуда деньги
Правила, задания,
способы реализации у всех игр разные, но мотивации их учредителей или
организаторов схожие. Практически все игры были организованы (по выражению
организаторов игры "Дозор") как коммерческо-социальные.
"Про коммерческий
успех мысли у нас, конечно, были, но во главу угла такая цель не ставилась", -
признается Алексей Явич, генеральный директор ООО "Тим Фабрик" (проекты
"ФотоКросс" и Saint-Petersburg Urban Race).
"Я делал этот проект больше с
коммерческой нацеленностью, но сейчас мне не очень интересны те деньги, которые
я могу выжать из этого", - рассказывает Дмитрий Садовой, создатель игры
"Схватка".
Это общее настроение всех руководителей игр, их бизнес-схема
строится тоже примерно одинаково. Доходы, которые получают организаторы,
складываются из взносов участников игр и при удачном стечении обстоятельств -
спонсорских контрактов. Расходуются деньги на раскрутку, организацию и
техническую поддержку игр, на призовой фонд для участников. В итоге, если игра
прошла без поддержки спонсоров, организаторы получают 5-20% от оборота, и
прибыль редко составляет больше $2 тыс.
"Так, как хотелось бы, проекты не
окупаются до сих пор. То есть мы, конечно, получаем какую-то прибыль, но она
несоизмеримо меньше затраченных сил и времени. Во всех наших проектах прибыль
могла бы быть получена исключительно в случае участия в проектах спонсоров.
Взносов участников обычно хватает только для того, чтобы покрыть организационные
расходы", - рассказывает Алексей Явич.
Новые развлечения
По этой
причине практически все организаторы игр либо имеют постоянную работу, которая и
является их источником дохода (например, организатор московской игры "Схватка"
Дмитрий Садовой работает СЕО в фирме, занимающейся продвижением
интернет-проектов; для него "Схватка" и второй проект, "Сухие войны", существуют
на уровне хобби), либо стараются зарабатывать за счет проведения корпоративных
турниров на базе своего проекта (например, "Грохни.ру".)
Перспективность
развлекательного бизнеса сильно зависит от раскрученности проекта и количества
участников, а также от общего уровня организации игр и, как ни странно, в
меньшей степени от размера призового фонда.
На сегодняшний день самой
коммерчески успешной является игра "Дозор". Она активно продвигается в регионах
и одна из немногих своих конкурентов получает от игр в регионах деньги,
фактически неофициально работая с регионами по схеме франчайзинга.
"Мы
считаем, что это очень перспективное направление. Досуг у нас в городе
практически не организован, - считает Лада Ястребцева, организатор "Дозора" в
Петербурге. - Люди сейчас хотят посещать клубы по интересам, заниматься тем, что
объединяет больше, чем обычные посиделки, что привносит в жизнь дополнительный
смысл - желание победить".
Дмитрий Садовой формулирует причину растущей
популярности городских игр-квестов следующим образом: "Популярность будет расти,
потому что это несколько другое развлечение, чем смотреть "Дом-2" или пить пиво
в уже надоевшем тебе баре".
Конкуренция
В силу этих или каких-то
других причин, несмотря на все возрастающую конкуренцию и постоянное появление
новых проектов, все игры находят свою аудиторию. Среднее количество активных
участников колеблется от 100 до 500.
"Когда хотя бы раз в месяц будут
проходить большие соревнования, на 300-500 человек, можно будет говорить о
наличии конкуренции. Кроме того, у каждого проекта все-таки своя аудитория.
Пересечения аудиторий наших проектов - процентов двадцать", - оценивает
положение на рынке городских игр Алексей Явич.
Участники городских игр
готовы идти на любые безумства, вызывая тем самым удивление окружающих
(например, в игре Saint-Petersburg Urban Race).
На заметку
-
Большинство игр, проводящихся в Петербурге, являются калькой с проектов, уже
реализованных ранее в Москве или за границей.
- Прототипом городских
квестов некоторые организаторы называют пионерские "Зарницы", бывшие популярными
в Советском Союзе.
- Первый квест - игра "Схватка" состоялась в
Белоруссии. Придумал ее интернетчик Иван Маслюков. Сегодня проект имеет развитую
инфраструктуру: собственную газету и интернет-магазин.