Книжная полка с Федором Шумиловым

Пиар костей не ломит
Горкина М.Б. Пять шагов от менеджера до PR-директора. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 220 с.
Современник Пушкина, писатель и журналист Фаддей Булгарин писателем, может, был заурядным, но вот карьеристом - отменным. Его жизнь напоминает приключенческий роман - с войнами, восстаниями, славой, а сотрудничество с тайной политической полицией обеспечило безбедную жизнь. Своеобразное пособие для карьериста-пиарщика предлагает автор рецензируемой книги. Марина Горкина не советует писать доносы в третье отделение, наоборот, она советует всегда быть честным и с клиентами, и прежде всего с собой. <Движение по карьерной лестнице схоже с практикой йоги, в которой существуют разные уровни сложности упражнений, - считает автор. - У новичка нет задачи в определенный срок освоить начальный уровень и перейти в следующий класс с более сложными асанами. В этом процессе каждый самостоятельно определяет скорость движения, сверяясь со своими внутренними ощущениями, физическими, эмоциональными и интеллектуальными силами>. <Платить или не платить СМИ?> - именно так называется один из параграфов. В PR гарантий не бывает, уверена Марина Горкина: <Хотите гарантий - используйте advetorial (эдветориал, или в простонародье <джинса>, <заказуха>). Но тогда не ждите адекватного восприятия вашего сообщения читательской аудиторией>. Вся книга написана в этом же ключе - честно, местами цинично, но откровенно.
Не пойман - не вор
Чумарин И.Г. Предотвращение потерь в розничной торговле: Проверенные способы. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с. с ил.
Советские школьники знали: посредственный Булгарин доносил на Пушкина и потому достоин презрения. Реальное положение дел куда сложнее. С одной точки зрения, Фаддей Булгарин предстает трусливым пособником царизма, с другой - просветителем, искореняющим пороки и исправляющим нравы.
Взвешенный подход демонстрирует и автор рецензируемой книги Игорь Чумарин. Он известен тем, что в 2000 г. основал в Петербурге Агентство исследования и предотвращения потерь, затем открыл Учебно-тренировочый центр безопасности и контроля в торговле. Первое слово, которое мне попалось на глаза, - <ворователь>. Автор так обозначает покупателей, который вознамерились украсть что-либо в магазине. Захотелось сначала на правах рецензента строго указать на то, что такого слова в русском языке нет. Однако через несколько минут это желание улетучилось. Есть два подхода к общению с теми, кто готовится к хищению товара. Первый - дождаться, когда воровство произойдет, и взять клиента <тепленьким> на выходе из магазина. Второй подход иной: <При наличии в торговом зале потенциального вора обнаружить свои знания о его действиях и соответствующим образом инициировать либо оставление, либо его оплату>. Различие налицо. В первом случае - масса ресурсов: охрана, видеонаблюдение, детективы, милиция - сосредотачивается на одном субъекте. Во втором случае продавец или контролер торгового зала, увидев, что покупатель прячет товар или пытается снять защиту, может обратиться к нему со словами: <В нашем магазине для вашего удобства товар лучше всего класть в корзинку, в кармане он может...> - далее по смыслу: вытечь, растаять, сломаться, испачкать жирным. После такого объяснения термин <ворователь> становится понятным.
В этой книге автор дает целый набор процедур, составляющих систему предотвращения потерь любого магазина, пишет о том, как бороться с ущербом, нанесенным собственными сотрудниками, как контролировать операции с материальными ценностями. Помимо советов по организации торговой безопасности автор приводит готовые должностные инструкции для продавцов, контролеров, кассиров. Одним словом, кратко и полезно.
Красный свет - дороги нет
Гладкий А.А. Если вас остановил инспектор: Ваши права. - СПб.: Питер, 2007.
Фаддей Булгарин много и плодотворно сотрудничал с третьим отделением, знал, образно говоря, все входы и выходы, умел разговаривать на языке жандармов. Выучить особый язык нужно и всем водителям. Именно на этом особом языке необходимо разговаривать с представителями дорожной милиции. Было бы странным, если бы из обильного фольклора об инспекторах ГИБДД в эту книжку ничего не вошло. Так и есть. Каждый раздел, каждую главу открывает анекдот на тему. Остальной текст серьезен и сух. Автор рассматривает вопросы, касающиеся того, как правильно вести себя автомобилисту при встрече с инспектором, чтобы не дать себя в обиду. <Всегда надо помнить, - пишет издатель, - что помимо многочисленных обязанностей водители имеют не менее многочисленные права. Их не следует забывать и рекомендуется использовать в различных неблагоприятных обстоятельствах>. Читатель узнает, как беседовать с инспектором, как вести себя при разборе ДТП, какую стратегию избрать водителю, если он действительно нарушил правила дорожного движения. Обязательно положу книгу в автомобиль рядом с атласом дорог, огнетушителем, знаком аварийной остановки и аптечкой.