На рынках пока без перемен

С начала апреля на рынках столицы журналистов оказалось, пожалуй, больше, чем покупателей и продавцов вместе взятых: общественность с нетерпением наблюдает за началом реализации закона по сокращению количества мигрантов за прилавками. Корреспондент dp.ru решил лично узнать, как обстоят дела.

<b>Отныне по закону иностранцам </b>в России запрещено работать продавцами в палатках, киосках, на рынках, а также "при прочей розничной торговле вне магазинов". В то же время им можно промышлять на рынках "в качестве грузчиков, уборщиков, оптовиков, руководителей, арендаторов рабочих мест". При этом постановление не распространяется на иностранцев, работающих в магазинах, кафе, ресторанах и барах.<b> </b>
<b>Уже вчера столичное </b>Управление <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/68689" target=_blank>Федеральной миграционной службы</a> нагрянуло на рынки с проверкой. В итоге на Москворецком рынке на 1,2 тыс. торговых мест были задержаны только четыре нарушителя миграционного законодательства. Об этом сообщил директор ФМС РФ Константин <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/406239" target=_blank>Ромодановский</a>. "За каждого из нелегальных рабочих руководству рынка грозит штраф от 500 до 800 тыс. рублей. Если работодатель заплатит крупный штраф, это будет хорошим примером для других. Необходимо создать систему, когда работодатель будет влиять на мигрантов. Сейчас на рынках работают только граждане России, и все торговые места заполнены ", – отметил Ромодановский.
<b>На ГУП "Рижский рынок"</b> сегодня было немноголюдно, зато сотрудников службы безопасности – предостаточно. Цены и ассортимент остались пока прежними. Апельсины – 80 рублей, яйца – 33–35 рублей, творог – 60–65 рублей. Но тем не менее эксперты сулят рост цен. Впрочем, по утверждению <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/68303" target=_blank>Росптребнадзора</a>, это будут традиционные сезонные колебания. Пока же кардинальных изменений незаметно, разве что на доске объявлений заботливо развешан тот самый ФЗ, по которому мигрантам отныне запрещено торговать.
<b>"Все по-прежнему осталось"</b>, – говорит доблестный сотрудник милиции, провожая меня в закрытую для посторонних зону рынка – в кабинет директора Павла Быкова, которого на месте не оказалось, а его заместитель за всеми разъяснениями отправил в департамент потребительского рынка Москвы, где удалось получить только уточнение: предполагалось, что места мигрантов займут российские фермеры, однако, по данным <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/53113" target=_blank>Росстата</a> на конец марта, фермеры и частные лица использовали лишь 52% выделенных им торговых мест.
<b>На Рижском рынке вчера побывал </b>и лично Ромодановский: "Из 300 рабочих мест пустовали лишь 10–15. Никакого ажиотажа и очередей нет: ситуацию во многом разрулили предприятия экономического класса, где цены ниже рыночных", – уточнил он.
<b>Примерно такая же спокойная обстановка </b>царила на рынке у метро Бабушкинская. Пара-тройка пустующих прилавков, масса охраны. "У нас уже давно всех без гражданства выгнали. А те, кому надо, уже оформили гражданство", – замечает явно не славянского вида продавщица корейских разносолов. "В Москве сейчас, по оценкам экспертов, от 800 тыс. до 1 млн нелегальных мигрантов. Если 780 тыс. получат разрешение на работу, то нелегалы практически исчезнут", – поясняет начальник столичного Управления ФМС Федор Карповец. Получается, что закон дал зеленый свет не отечественным производителям, а легализации иностранной рабочей силы.