Экономический патриотизм

СПб. В своей экономической ипостаси российские предприниматели - патриоты и антиглобалисты.

Об этом говорят результаты опроса руководителей крупнейших российских компаний, проведенного PricewaterhouseCoopers в рамках 10-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (10th Annual Global CEO Survey).
В отличие от своих зарубежных коллег, только 45% российских руководителей признают, что глобализация полезна как для развитых, так и для развивающихся рынков. В целом по миру этот показатель гораздо выше - в среднем 73%, а в США все 89%. При этом российские бизнесмены в гораздо большей степени, чем коллеги из других стран, считают, что национальные правительства должны защищать стратегические секторы своей экономики от иностранного контроля. Примечательно, что с необходимостью такой защиты согласны большинство российских топ-менеджеров (а именно - 57% против 27% зарубежных).
Интересно, что при всем своем экономическом антиглобализме российские руководители крупнейших предприятий значительно меньше обеспокоены, чем их зарубежные коллеги, такими глобальными проблемами, как потепление и изменение климата, уменьшение запасов природных ресурсов.
Дело в особенностях
Объясняется это, по мнению Эльгиза Качаева, руководителя петербургского отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", особенностями российской экономики. "Бизнесмены каждый день сталкиваются с огромным количеством различных барьеров и препон. Честное слово, не до потепления климата. Голова занята более насущными проблемами", - говорит Эльгиз Качаев.
Корни патриотизма и антиглобализма в экономической деятельности владельцев крупнейших фирм он склонен искать в стереотипах. "В России всегда существовало и муссировалось мнение об особенностях этой страны, ее культуры, традиций. СССР тоже подпитывал эту мысль. Все сегодняшние крупные бизнесмены взращены на этой почве. Они воспитаны на психологии, что нельзя выпускать из своих рук те области, от которых зависит не только стабильность, но и целостность нашего государства. Они интуитивно опасаются, что российские природные богатства могут стать настоящим объектом вожделения. Во многом это держится на стереотипах, но работает", - уверен Эльгиз Качаев.
Владимир Катенев, президент Петербургской торгово-промышленной палаты, считает совершенно закономерным желание бизнесменов закрыть определенные отрасли от прихода в них иностранных капиталов. "Если мы откроем рынки для прихода зарубежных мощных производителей товаров, которые делаем в нужном количестве сами, - мы просто убьем свою отрасль", - считает он.
есть Мнение
Мария Чернобровкина, исполнительный директор Американской торговой палаты в Петербурге:
"Наши предприниматели прекрасно понимают: российский рынок еще настолько не освоен, что куда-то идти сейчас совершенно не нужно. Можно сделать приличные деньги, работая в России, набраться опыта и потом уже пытаться выходить на международные рынки. И я бы не ассоциировала это с патриотизмом или антиглобализмом. И я бы опять же не связывала с антиглобализмом тот факт, что некоторые российские компании сейчас, возможно, опасаются прихода крупных зарубежных конкурентов на российский рынок в силу вполне объективных причин".