Проверки по новым правилам

Общение с инспекторами теперь идет по другой схеме

CПб. Изменения, внесенные в действующее законодательство, коснулись как камеральных, так и выездных налоговых проверок.
Основанием проведения камеральной проверки, как и прежде, является представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации. Следует отметить новое положение, согласно которому в отношении камеральной проверки не предусматривается "период охвата проверки" (до 1.01.2007г. - 3 года). Иными словами, налоговый орган вправе провести камеральную проверку декларации налогоплательщика, поданной за любой предшествующий период его деятельности.
Истребовать документы и информацию возможно как в рамках налоговой проверки, так и вне рамок ее проведения. В последнем случае налоговые органы вправе истребовать только информацию о конкретной сделке (а не документы).
Кроме того, нельзя не отметить и новое полномочие налоговых органов - истребовать пояснения у налогоплательщика в случае выявления ошибок в налоговой декларации и противоречий или несоответствия сведений. Компании при этом вправе не только представить данные пояснения, но и по своему усмотрению представить любые документы для подтверждения своей позиции. Как и раньше, проверка должна быть проведена в течение 3 месяцев с момента представления налоговой декларации, и по ее окончании, как и раньше, никаких справок не составляется.
Однако в случае, если проверкой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган теперь обязан не позднее 10 рабочих дней с момента окончания проверки составить акт проверки. В дальнейшем порядок рассмотрения данного акта производится в общем порядке, предусмотренном для налоговых проверок.
Выездная проверка
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Теперь в соответствии с принятыми изменениями в НК РФ выездная проверка может проводиться не только по месту нахождения налогоплательщика, но и по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
Количество выездных проверок ограничено двумя в течение календарного года независимо от видов налогов.
Общий срок проведения проверки, как и в предыдущей редакции, составляет 2 месяца. Однако действующей редакцией установлен иной, нежели ранее, порядок исчисления срока проведения проверки. Срок исчисляется календарными месяцами и не ставится в зависимость от срока фактического проведения проверки (т.е. срока нахождения проверяющих на территории налогоплательщика).
Впервые законодательно установлены основания и порядок приостановления проверки (см. схему).
В период, когда проверка приостановлена, налоговый орган не имеет права осуществлять какие-либо действия в отношении налогоплательщика (например, истребовать документы у налогоплательщика, находиться на территории налогоплательщика). Кроме того, налоговый орган обязан вернуть все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки.
Вынесение решения
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки является общей по отношению к обоим видам налоговых проверок, по итогам которых выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. После получения акта налоговой проверки налогоплательщику предоставляется 15 рабочих дней на представление письменных возражений на данный акт, а также дополнительных документов, подтверждающих обоснованность возражений.
Важной гарантией налогоплательщика является то, что теперь налоговый орган будет обязан известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки вне зависимости от того, направлял ли он письменные возражения в налоговый орган.
Акт проверки, письменные возражения на акт и иные материалы проверки должны быть рассмотрены, и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15 рабочих дней, установленных на представление возражений.
Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. При этом имеются основания полагать, что наиболее вероятным основанием продления срока может являться назначение дополнительных мероприятий налогового контроля, длительность проведения которых не может превышать 1 месяц.
Налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля при необходимости получения дополнительных доказательств. При этом формы проведения таких мероприятий ограничены. Должностные лица налогового органа в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля вправе истребовать документы (информацию) у налогоплательщика или третьих лиц, допрашивать свидетелей и проводить экспертизы.
Следует иметь в виду, что акт по окончании проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не составляется. По результатам рассмотрения материалов проверки выносится либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности.
Действующая редакция НК РФ ввела новое правило, согласно которому решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, вступает в силу только по истечении 10 рабочих дней с момента его вручения налогоплательщику, за исключением случаев обжалования данного решения в указанный срок.
Обеспечительные меры
Обеспечительные меры - ограничения на распоряжение налогоплательщиком своим имуществом, в т.ч. денежными средствами на счетах в банках, принимаемые налоговым органом на основании решения по налоговой проверке.
По общему правилу обеспечительные меры действуют до момента взыскания недоимки, пени и (или) штрафа. Также обеспечительные меры прекращают свое действие при отмене решения по налоговой проверке, на основании которого приняты обеспечительные меры, вышестоящим налоговым органом или судом, а также в случае отмены обеспечительных мер руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Обеспечительные меры применяются для обеспечения возможности налоговому органу взыскать доначисленные на основании его решения суммы недоимки, пени и (или) штрафа вне зависимости от каких-либо действий налогоплательщика. Обеспечительные меры могут быть приняты одновременно с вынесением решения по результатам налоговой проверки, т.е. еще до его вручения налогоплательщику и до момента вступления в силу данного решения. Предусмотрены следующие виды обеспечительных мер, применяемых последовательно. Первое - это запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа (недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг и других в очередности, установленной НК РФ). При этом стоимость имущества определяется по данным бухгалтерского учета. Второе - приостановление операций по счетам в банках (применяется в отношении разницы, не обеспеченной стоимостью имущества). Налогоплательщик может ходатайствовать об отмене примененных обеспечительных мер, представив налоговому органу "встречное обеспечение". Однако НК РФ не устанавливает срок рассмотрения такого ходатайства.
Раиса Алексахина, Алла Садунишвили
С 2007 г. налоговый инспектор может приезжать к налогоплательщику с проверкой не более двух раз в год.
Справка
В рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать только следующие документы:
- документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;
- документы, представляемые вместе с налоговой декларацией (расчетом);
- документы, подтверждающие правомерность применения вычетов по НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ;
- документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Порядок проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ)
Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)*
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
Источник: "Делойт и Туш Риджинал Консалтинг Сервисис Лимитед"