ЯковлевЪ: второе пришествие

В отличие от Карлсона, он вернуться не обещал. Владимир Яковлев – основатель и бывший владелец издательского дома "Коммерсантъ", сын Егора Яковлева, легенда и загадка российской журналистики – вернулся в медиа-бизнес, возглавив и получив акции компании "Стрим Контент", принадлежащей АФК "Система".

<b>Вернулся, что и говорить, эффектно</b>, ибо кого сейчас особенно волнует печатная журналистика, где каждая мало-мальски привлекательная ниша плотно заткнута сразу несколькими десятками изданий.
<b>"Стрим Контент" будет производить</b> телевизионный продукт "распивочно и на вынос", то есть для телеканалов "Стрим ТВ" и для внешнего потребителя. Бюджет компании впечатляет (На ближайшие 1,5-2 года – $50 млн), но иного и быть не могло, так как Владимир Яковлев не привык оперировать скромными суммами и жить в квартирке под лестницей.
<b>…Кто же этот <a href="http://sportlib.ru/bio/valeriy_nikolaevich_brumelq.htm">Брумель </a>газетной колонки </b>и что вы нам так настойчиво втираете про какую-то легенду? – вяло поинтересуется поколение, что "аццки жжот" в блогах, чатах и форумах. Ну что ж, расскажем. Вспомним, так сказать, боевые деньки.
<b>Людям, которые в последние годы Союза</b> еще только сосали сосочку в уютной колясочке, трудно будет понять, каким прорывом был яковлевский "Коммерсантъ", вышедший в свет в 1989 году (а вовсе не в 1990-м, как пишут). Общество испытало настоящий шок, получив в открытой продаже газету, где сообщался курс доллара на черном рынке и опубликовавшую "бандитскую карту Москвы". Как далеко мы шагнули с тех пор, не правда ли?..
<b>К тому моменту, когда начал выходить "Коммерсантъ",</b> признанные "прожекторы перестройки" – газеты "Московские Новости" и "Московский комсомолец"– уже как-то "подсдулись", выдохлись. "Коммерсантъ" же, гениально попав в стремительно набиравший силу поток молодого российского бизнеса, уже не выдыхался никогда.
<b>Иностранные корреспонденты толпились </b>в маленькой приемной Володи Яковлева, распространяя вокруг себя запах заграницы (у нас тогда еще был "совок") и мешая работать сотрудникам "Коммерсанта". Сидели все в довольно тесном помещении, по адресу Хорошевское шоссе, 17. На "Хорошевке, 41" располагалось другое детище Яковлева – кооператив "Факт", который он создал за пару лет до "Коммерсанта". Яковлев собрал лучшую на тот момент команду в стране, причем профессиональных журналистов в ней было меньшинство. На первых порах всего четверо – сам Яковлев, Александр Перов, Андрей Васильев (ныне – главный редактор "Ъ") и автор этих строк. Впоследствии пришли и другие, число журналистов росло вместе с "Коммерсантом".
<b>Вначале же были экономисты</b>, разного рода отставные диссиденты (отдел политики), отдел рекламы возглавляла кинокритик с красным дипломом, а главным художником был неудавшийся "балерун", первым в стране создавший макет газеты на компьютере. Все жили очень дружно – в "Коммерсанте" в первые годы никогда не было интриг и этим он выгодно отличался от остальных редакций, где шла непрерывная подковерная грызня. Все это сочеталось с самыми высокими зарплатами и личными водителями (!!!) начальников отделов и выше.
<b>В "Ъ" впервые стали платить зарплату в долларах!</b> Строго ограниченному узкому кругу руководящего состава. И это тогда, когда население билось в очередях за водкой. Дальше – больше. Отъезды Яковлева на отдых на Кипр (поговаривали про какие-то оффшоры, тогда никто и слыхом не слыхал, что это такое), стала заметно ближе Швейцария (два сотрудника "Ъ" умудрились даже чуток посидеть в тамошней тюрьме – за кражу пары колготок в супермаркете), первая редакционная партия "девяток" с блатными "ментовскими" номерами серии ММЖ. Потом комсостав пересел на Фиаты-Типо (не забывай, читатель, соотносить все это со временем происходящего) и, наконец, – собственное четырехэтажное здание на Соколе, полученное, как говорили, не без помощи городского начальства.
<b>Суперремонт, супермебель, стеклянные двери</b>, огромная статуя в холле и огромный автомобильный парк из шикарных иномарок. Управделами "Коммерсанта" – бывший зампред Совмина, который мог все. Запуск ежедневного "Коммерсанта-Daily" раздвинул горизонты еще шире. Кипр давно стал неактуален – Яковлев летал на бизнес-джетах сложными чартерами на острова, которых нет на карте, возя за собой личную свиту из разнообразных мутных личностей неопределенного рода занятий. Состав свиты постоянно обновлялся, причем в ней не было "боевых штыков" из рабочего состава "Ъ": бизнес должен идти своим чередом.
<b>Свита, а также пристрастие Яковлева к боевым искусствам </b>Востока (он частенько отрабатывал удары ногой на высокопоставленных сотрудниках, в том числе и на авторе этих строк), пламенная любовь к Карлосу Кастанеде и поиски неведомой энергии всегда были предметом язвительных шуток в "Комммерсанте". Но не более того. Яковлев – это Яковлев, он платит тебе ломовую зарплату на счет в английском банке, закрывает глаза на легкие махинации со сметой отдела и бывший зампред Совмина, чудесный дядька Лионгинас Белопетрявичус (вечная ему память!) лично встречает тебя в VIP-зале Шереметьево-2 (за соседним столиком сидит Владимир Гусинский с женой) и лично находится за рулем иномарки по дороге в Москву.
<b>"Нет, вы подумайте, кого везу, а?</b> Ванька Подшивалов прилетел с женой из Рима! Дожили…" Яковлев, который обеспечивал вот это вот все неуклонно и в полном объеме был круче всех, круче Горбачева с Ельциным. Естественно, он имел полное право на дорогие причуды. С собой на Карибы (Мальдивы, Канары, Бали и далее по глобусу) он возил не просто свиту, а свиту с дорогими московскими шалавами.
<b>"Деньги – это строительный материал"</b>, – говорил Володя, беря очередной многомиллионный кредит в банке "Столичный", который потом гасился при деятельном участии некоей Татьяны Дьяченко. Но самое главное – это все было по-честному. Яковлев создал Продукт. Реальный продукт, который можно было читать, и которого раньше не было. Он не "пилил" госбюджет, как большинство тогдашних банкиров, не приватизировал советские недра и заводы, не захватывал телечастоты при помощи властного ресурса. Он создал "Коммерсантъ", сам, один и с нуля. Он ферзь.
<b>Последние годы он заметно отошел от дел</b>, живя большей частью за границей. Все помнят, как Яковлев однажды вызвал редколлегию в полном составе к себе в Ирландию, в какой-то монастырь, где в то время находился. Естественно, за счет компании. Его долгое отсутствие породило темные интриги, одна из которых, в итоге, и привела к продаже всего издательского дома Борису Березовскому за крайне малую по сравнению с недавно звучавшей сумму. После продажи Яковлев рассчитался со всем ближним кругом – по своим гарантиям, до цента. И исчез с радаров.
<b>Говорили, что он бродит по пустыням Невады </b>с учениками Кастанеды, говорили, что живет на каком-то отдаленном райском острове в компании приблудной собаки и немецкой фотомодели, говорят, что его видели в Париже, мельком, на Больших Бульварах… Никто ничего не знал, говорили лишь, что он поддерживает связь с каким-то человеком в Москве. С каким именно – знали единицы. Есть люди (в том числе и дико известные), которые исчезают и пес бы с ними – кому до них есть дело?.. Отсутствие же Владимира Яковлева было сильнее присутствия.
<b>И вот он вернулся. </b>Вернулся и получил в управление проект с бюджетом, как пишут, в десятки миллионов долларов. "Да что вы, он уже не тот, он же совсем не знает современных реалий!" – говорят очень многие из тех, кто его хорошо знал, – "Он ничего не сможет. Раньше конкуренции не было, а теперь?" Не знаю, не знаю.
<b>Лично я ставлю на Яковлева</b>. Где букмекерская контора?
Иван Подшивалов