17:4213 декабря 200617:42
3просмотров
17:4213 декабря 2006
За рубежом все охотнее покупают разработки российских программистов. Экспорт отечественного «софта» в 2006 году составил $1,4 млрд. Однако обольщаться не стоит, утверждает президент Microsoft в России Ольга Дергунова.
<b>Лидер по экспорту программного обеспечения</b> – Индия, продавшая в 2005 году «софта» на $17,7 млрд, что составило ровно половину мирового рынка. Россия с $1 млрд продаж (3%) заняла довольно скромную позицию, пропустив вперед не только предприимчивых китайцев, но и такие страны, как, например, Ирландия.
<b>Передел этой «географии»</b> тем временем ощутимо назрел. «Потребность в хороших разработчиках настолько велика, что индийские компании «задыхаются», - говорит президент российской компании Luxsoft Дмитрий Лощинин. – У них просто не хватает квалифицированных специалистов. В Индии появляется все больше скороспелых программистов, обученных за несколько месяцев. Естественно, качество работы падает».
<b>Не квасным патриотизмом</b>, как можно было бы подумать, и не завистью вызваны подобные реплики. Независимый источник в лице генерального директора Hewlett-Packard (HP) Россия Оуэна Кэмпа подтверждает: «Когда мы собрались и сказали: «Давайте откроем еще один офис для разработки ПО!», то первым делом подумали о Китае или Индии. Но обнаружили, что в этих странах есть проблема с квалифицированным персоналом, и выбрали Россию».
<b>В российском подразделении HP</b>, кстати, из 800 человек персонала 99,5% - обладатели паспорта с двуглавым орлом. Продукт мысли наших программистов в целом тоже вроде бы востребован: в 2006 году экспорт «софта» вырос на 40% и составил уже $1,4 млрд. При этом половина разработок идет в США, 35% - в Западную и 10% - в Восточную Европу, лишь 5% отправляется в Азию. Однако чересчур обольщаться не стоит.
<b>«Программы разрабатываются на должном уровне</b>, беда в том, что на внутреннем рынке они практически не находят сбыта, - говорит президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова. – Очень слабо развиты дополнительные сервисы, которые представлены только настройкой и сопровождением. Все это мешает развитию компаний, тормозит их рост».
<b>Крупная «варезная» компания в России</b> (как, например, Luxsoft со штатом в 2 тыс. сотрудников и представительствами в США, Великобритании и Канаде) действительно выглядит белой вороной.
<b>Большинство отечественных разработчиков</b> заняты в небольших и мелких конторах. И выйти на западного партнера, а тем более заключить с ним контракт, такой фирме чрезвычайно сложно. Конечно, бывают исключения (скажем, горячие эстонские парни «на колене», как говорится, написали программу Skype для бесплатного сервиса интернет-телефонии, а осенью 2005 года Skype за $2,6 млрд был куплен онлайновым аукционом eBay) – но их можно пересчитать по пальцам.
<b>«У России осталось мало времени</b>, чтобы запрыгнуть на подножку уходящего поезда, - считает Дмитрий Лощинин. – Скоро мы выйдем из разряда дешевой, по западным меркам, рабочей силы, и азиатские программисты снова получат преимущество».
<b>Государство, осознав, что высокий потенциал IT-отрасли</b> часто оборачивается банальной утечкой мозгов, в 2007 наконец-то запустит венчурное финансирование перспективных разработок. На эти цели бюджет выделит 1,2 млрд руб., еще столько же вложат частные инвесторы. Российские программисты полагают, что деньги эти вернутся. С большими процентами.