00:0030 ноября 200600:00
52просмотров
00:0030 ноября 2006
За дверью банкетной комнаты
СПб. В последние дни слово "культура" встречалось в
новостях даже чаще, чем "Путин". Юбилей академика Лихачева воскресил один из
главных российских брендов и - мифов.
Столетие со дня рождения Дмитрия
Лихачева для многих стало поводом задуматься, что же в действительности
представляет собой русская культура. Само это понятие от частого употребления
истерлось, утратило конкретное содержание. Есть корпоративная, правовая,
информационная культура, культура общения с потребителями (всего существует
свыше 250 определений). Одно из наиболее значимых цивилизационных понятий
оказалось сведено к набору поведенческих правил и навыков.
Утратив смысл,
слово превратилось в бренд - русская культура признается заведомо высококлассным
продуктом, едва ли не единственным конкурентоспособным на мировом рынке. При
этом речь идет в основном о шедеврах прошлого.
Участники состоявшегося
вчера в Пушкинском доме Международного юбилейного конгресса "Культура и будущее
России" говорили о возможности появления шедевров в будущем.
Руководитель
Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой отметил: "От
того, сможет ли русская культура наследовать гуманистические ценности, о которых
говорил Дмитрий Лихачев, зависит судьба России".
"Отсутствие в течение
нескольких лет общественного запроса на гуманитарные ценности привело к тому,
что средний культурный уровень катастрофически падает, состояние русского языка
под угрозой, - полагает Николай Милоченко, член РОО "Петербургское общество
защиты русской культуры". - Информационное поле, окружающее нас, агрессивно и
безнравственно, пошлость и безнравственность возведены в
норму".
Идеальный тип
"Вообще, существует несколько аспектов этого
понятия, в том числе связанных со значением корня "культ". Культура человека -
это эквивалент нравственного общественного поведения. Для меня это градус
здоровья общества, - говорит Марина Харлова, реставратор икон и член
Международной федерации художников ЮНЕСКО. - Думаю, что сегодня под этим
знаменателем объединятся, пожалуй, немногие. Понятие "культура" выхолостилось.
Например, культурными считают себя люди, обсуждающие проблему использования мата
в повседневной речи и в литературе в пользу последнего".
Петербург как
культурная столица России обречен был стать площадкой для дискуссий. А Дмитрий
Лихачев как юбиляр - их эпицентром. По результатам опросов, проведенных центром
"Мегаполис" и Агентством социальной информации (СПб) по инициативе Фонда имени
Д.С. Лихачева, горожане четко разделяют Лихачева-личность и Лихачева-символ.
Респонденты высказывают опасение, что насаждение гуманитарных наук в юбилейный
год может привести к прямо противоположным результатам.
"С пушкинского
юбилея 1899 года все празднования становились "больше чем юбилеем". Очень редко
они ограничивались данью памяти выдающемуся человеку, а превращались в
политические события, идеологические кампании и даже - вспомним пушкинский
юбилей 1999 года или 850-летие Москвы - в серьезные финансово-коммерческие
предприятия.
Политические, идеологические, утилитарные цели зачастую
оттесняли в массовых кампаниях образ и деятельность юбиляра на второй план, он
оказывался как бы за дверью комнаты с банкетным столом, из-за которой доносился
праздничный шум.
Память об этой печальной традиции жива в сознании наших
современников, и потому объявление о праздновании на государственном уровне
вызывает у многих скептицизм и настороженность", - подчеркивают авторы
исследования.
В дни юбилея в Петербурге появились сразу два бронзовых
Лихачева: в Университете профсоюзов (слева) и СПбГУ.
Кто такой Лихачев?
(по результатам опроса 1500 респондентов)
русский интеллигент -
45,8%
ученый-гуманист - 43,2%
уважаемый житель города -
38,9%
нравственный авторитет - 23,2%
Источник: Фонд Лихачева, 2006
г.