Культ против культуры

За дверью банкетной комнаты

СПб. В последние дни слово "культура" встречалось в новостях даже чаще, чем "Путин". Юбилей академика Лихачева воскресил один из главных российских брендов и - мифов.
Столетие со дня рождения Дмитрия Лихачева для многих стало поводом задуматься, что же в действительности представляет собой русская культура. Само это понятие от частого употребления истерлось, утратило конкретное содержание. Есть корпоративная, правовая, информационная культура, культура общения с потребителями (всего существует свыше 250 определений). Одно из наиболее значимых цивилизационных понятий оказалось сведено к набору поведенческих правил и навыков.
Утратив смысл, слово превратилось в бренд - русская культура признается заведомо высококлассным продуктом, едва ли не единственным конкурентоспособным на мировом рынке. При этом речь идет в основном о шедеврах прошлого.
Участники состоявшегося вчера в Пушкинском доме Международного юбилейного конгресса "Культура и будущее России" говорили о возможности появления шедевров в будущем.
Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой отметил: "От того, сможет ли русская культура наследовать гуманистические ценности, о которых говорил Дмитрий Лихачев, зависит судьба России".
"Отсутствие в течение нескольких лет общественного запроса на гуманитарные ценности привело к тому, что средний культурный уровень катастрофически падает, состояние русского языка под угрозой, - полагает Николай Милоченко, член РОО "Петербургское общество защиты русской культуры". - Информационное поле, окружающее нас, агрессивно и безнравственно, пошлость и безнравственность возведены в норму".
Идеальный тип
"Вообще, существует несколько аспектов этого понятия, в том числе связанных со значением корня "культ". Культура человека - это эквивалент нравственного общественного поведения. Для меня это градус здоровья общества, - говорит Марина Харлова, реставратор икон и член Международной федерации художников ЮНЕСКО. - Думаю, что сегодня под этим знаменателем объединятся, пожалуй, немногие. Понятие "культура" выхолостилось. Например, культурными считают себя люди, обсуждающие проблему использования мата в повседневной речи и в литературе в пользу последнего".
Петербург как культурная столица России обречен был стать площадкой для дискуссий. А Дмитрий Лихачев как юбиляр - их эпицентром. По результатам опросов, проведенных центром "Мегаполис" и Агентством социальной информации (СПб) по инициативе Фонда имени Д.С. Лихачева, горожане четко разделяют Лихачева-личность и Лихачева-символ. Респонденты высказывают опасение, что насаждение гуманитарных наук в юбилейный год может привести к прямо противоположным результатам.
"С пушкинского юбилея 1899 года все празднования становились "больше чем юбилеем". Очень редко они ограничивались данью памяти выдающемуся человеку, а превращались в политические события, идеологические кампании и даже - вспомним пушкинский юбилей 1999 года или 850-летие Москвы - в серьезные финансово-коммерческие предприятия.
Политические, идеологические, утилитарные цели зачастую оттесняли в массовых кампаниях образ и деятельность юбиляра на второй план, он оказывался как бы за дверью комнаты с банкетным столом, из-за которой доносился праздничный шум.
Память об этой печальной традиции жива в сознании наших современников, и потому объявление о праздновании на государственном уровне вызывает у многих скептицизм и настороженность", - подчеркивают авторы исследования.
В дни юбилея в Петербурге появились сразу два бронзовых Лихачева: в Университете профсоюзов (слева) и СПбГУ.
Кто такой Лихачев? (по результатам опроса 1500 респондентов)
русский интеллигент - 45,8%
ученый-гуманист - 43,2%
уважаемый житель города - 38,9%
нравственный авторитет - 23,2%
Источник: Фонд Лихачева, 2006 г.