Когда привычка - вторая натура

СПб. Новые технологии и методы работы вынужденно противостоят стереотипам, полное преодоление которых зачастую возможно только путем смены самих исполнителей.

В одной из моделей военного самолета конструкторы в борьбе за рациональное использование ограниченного пространства кабины сделали так, что катапульта, которая должна была спасти жизнь летчика в экстремальной ситуации, стала приводиться в рабочее состояние движением рычага от себя, а не на себя, как было раньше.
Во время испытания самолета в критической ситуации летчик-испытатель, невзирая на то, что он прекрасно знал эту новую конструктивную особенность, стал тянуть рычаг на себя, да с такой силой, что согнул его. К счастью, летчику удалось все же посадить самолет (да у него, впрочем, и не оставалось другого выхода, так как катапультироваться он уже не мог), что позволило со временем сделать эту историю достоянием не только конструкторов, но и более широких слушательских кругов.
Кстати, в нормальных условиях летчику не удалось повторить уникальный номер: согнуть рычаг он не смог не только руками, но даже с помощью дополнительных приспособлений.
Переучить труднее
Эту байку много лет назад я прочел в книге одного известного летчика-испытателя. Она может, в частности, быть иллюстрацией к существующему и сегодня во многих организациях торговли принципу: не брать на работу в качестве продавцов бывших работников советской торговли, поскольку переучить их работать с покупателями по западным стандартам оказывается сложнее, чем научить этой профессии людей, не имеющих никакого опыта работы в торговле.
Выработанные в процессе выполнения какой-либо деятельности стереотипы настолько сильны и живучи, что зачастую с ними не удается справиться даже специальным усилием воли, особенно в ситуациях экстремальных (например, конфликтных ситуациях, ситуациях дефицита времени для принятия решения или выполнения определенных действий), когда человек начинает реагировать на уровне автоматизма.
Игорь Скрипюк, генеральный директор ООО "СВ-Консалтинг"
Сегодня многие магазины с неохотой берут бывших работников советской торговли, так как переучить их работать с покупателями по западным стандартам оказывается сложнее, чем обучить человека без опыта.
О рубрике
Истории из жизни менеджеров и организаций используются для иллюстрации психологических феноменов, элементов поведения и управленческих решений, а в пересказе тренера становятся притчами современного управления.
Предыдущие материалы рубрики см. в "ДП" 202, 192, 187, 172, 167, 157, 152, 147, 132, 127, 122, 117/06.