00:0020 ноября 200600:00
4просмотров
00:0020 ноября 2006
СПб. Новые технологии и методы работы вынужденно противостоят стереотипам, полное преодоление которых зачастую возможно только путем смены самих исполнителей.
В одной из моделей военного
самолета конструкторы в борьбе за рациональное использование ограниченного
пространства кабины сделали так, что катапульта, которая должна была спасти
жизнь летчика в экстремальной ситуации, стала приводиться в рабочее состояние
движением рычага от себя, а не на себя, как было раньше.
Во время
испытания самолета в критической ситуации летчик-испытатель, невзирая на то, что
он прекрасно знал эту новую конструктивную особенность, стал тянуть рычаг на
себя, да с такой силой, что согнул его. К счастью, летчику удалось все же
посадить самолет (да у него, впрочем, и не оставалось другого выхода, так как
катапультироваться он уже не мог), что позволило со временем сделать эту историю
достоянием не только конструкторов, но и более широких слушательских
кругов.
Кстати, в нормальных условиях летчику не удалось повторить
уникальный номер: согнуть рычаг он не смог не только руками, но даже с помощью
дополнительных приспособлений.
Переучить труднее
Эту байку много
лет назад я прочел в книге одного известного летчика-испытателя. Она может, в
частности, быть иллюстрацией к существующему и сегодня во многих организациях
торговли принципу: не брать на работу в качестве продавцов бывших работников
советской торговли, поскольку переучить их работать с покупателями по западным
стандартам оказывается сложнее, чем научить этой профессии людей, не имеющих
никакого опыта работы в торговле.
Выработанные в процессе выполнения
какой-либо деятельности стереотипы настолько сильны и живучи, что зачастую с
ними не удается справиться даже специальным усилием воли, особенно в ситуациях
экстремальных (например, конфликтных ситуациях, ситуациях дефицита времени для
принятия решения или выполнения определенных действий), когда человек начинает
реагировать на уровне автоматизма.
Игорь Скрипюк, генеральный директор
ООО "СВ-Консалтинг"
Сегодня многие магазины с неохотой берут бывших
работников советской торговли, так как переучить их работать с покупателями по
западным стандартам оказывается сложнее, чем обучить человека без
опыта.
О рубрике
Истории из жизни менеджеров и организаций
используются для иллюстрации психологических феноменов, элементов поведения и
управленческих решений, а в пересказе тренера становятся притчами современного
управления.
Предыдущие материалы рубрики см. в "ДП" 202, 192, 187, 172,
167, 157, 152, 147, 132, 127, 122, 117/06.