Как буквы превращаются в цифры

Рынок электронных книг в России несмотря на скромные размеры привлекает бизнесом будущего

СПб. Электронные книги имеют все шансы на широкое распространение в России из-за низкой цены и мобильности. В результате россияне смогут больше читать и писать.
Участники рынка электронных книг (е-книг) в России характеризуют его пока не столько цифрами, сколько словами, отмечая скромное настоящее и более перспективное будущее. Перспективы стали еще более привлекательными, когда в ноябре 2006г. Госдума приняла во втором чтении законопроект, вводящий четвертую часть в Гражданский кодекс РФ, а также ранее поправки в Уголовный кодекс РФ.
Читатели "за", но...
В 2003г. служба онлайн-опросов "Глас Рунета" проводила опрос на тему электронной литературы. Выяснилось, что только 14,5% пользователей Рунета никогда не читали литературу в виде электронных текстов, а 20% из них, наоборот, были активными читателями (см. графики ниже). С тех пор число последних могло только увеличиться, так как отмеченные респондентами недостатки е-книг теряют актуальность со снижением стоимости жидкокристаллических мониторов и компьютеров-наладонников. А отмеченные преимущества никуда не исчезают.
И издатели "за", но...
Любой писатель желает работать с авторитетным издателем по той причине, что у того имеются каналы дистрибуции и отработанный рынок сбыта книжной продукции, равно как и рекламно-маркетинговые рычаги для продвижения произведения, чего у автора-одиночки, как правило, нет.
"У нас есть желание и готовность сотрудничать по цифровому контенту, - говорит Светлана Дрозд, директор по общественным и корпоративным отношениям издательства "Эксмо". - Однако пока не было интересных предложений. Мы видим потенциал и перспективы рынка электронных изданий, но на сегодня они имеют минимальный удельный вес в общей структуре книжного рынка".
По подсчетам "Эксмо", рынок электронных книг в России в 2002г. составлял $0,5 млн, а к 2005г. подрос только до $0,6 млн. Прогнозируется, что к 2009г. он достигнет $0,9 млн. В общем объеме книгопродаж электронные книги не дотягивают в России пока и до одной десятой процента, заметно уступая по этому показателю не только США, но и Европе (см. таблицы).
С другой стороны, тенденция к стагнации, все отчетливее ощущающаяся на книжном рынке (см. справку), открывает перед такими книгами серьезные перспективы. Бумажным изданиям труднее оперативно реагировать на конъюнктуру и колебания спроса.
"В огромном книжном супермаркете Barnes and Noble 130 тыс. книг, - говорит Крис Андерсен, главный редактор журнала Wired, - а в интернет-магазине Amazon больше половины продаж приходится на книги, не входящие в это число. Главное - обеспечить доступность продукта потребителю и организовать по нему хороший поиск".
Только продвижение
"Безусловно, книги в новом цифровом формате будут все более востребованы на рынке, - говорит Мария Шепета, начальник отдела маркетинга издательской группы "АСТ" в Петербурге. - Интернет как способ продвижения книги или авторского бренда приветствуется всеми безоговорочно. Однако многие авторы сознательно отказываются публиковать свои произведения в Интернете, так как классические продажи в магазинах, по их мнению, в этой ситуации страдают".
С таким суждением в целом соглашаются даже авторы, успешно использующие Интернет для продвижения своих произведений. "Электронная публикация произведений начинающих авторов на стадии написания позволяет получить советы как простых читателей, так и опытных авторов, - считает Павел Корнев, разместивший свой первый роман в Интернете, где он и привлек внимание книжного издательства. - После издания книги плюсов в таком подходе тоже немало, в первую очередь это существенное увеличение читательской аудитории за счет сложившегося круга постоянных посетителей электронных библиотек и появления у читателей возможности ознакомиться с частью произведения заранее. Однако в данный момент появление книги в электронной библиотеке скорее снижает ее продажи: большинство ознакомившихся с книгой в Сети уже не пойдут покупать ее бумажную копию".
Цена вопроса
"Сколько должна стоить книга в виде файла, нам пока неизвестно, поскольку вопрос не перешел для издательства в сугубо практическую плоскость", - говорит Светлана Дрозд.
В опросе "Глас Рунета" в 2003 г. почти половина респондентов (42%) сообщили, что заплатили бы за е-книгу не более 10 рублей (в ценах 2003г. - до 20% стоимости бумажной книги). Другие, 10,7%, заплатили бы от 11 до 20 рублей, а 8,5% - вплоть до стоимости равной бумажному экземпляру. Еще 22,3% дифференцировали свой подход в зависимости от привлекательности книги. По оценке издательства "Эксмо", 45% себестоимости книги приходится на материалы (бумага, картон и т.д.), 35% - затраты на типографию, 7-20% - гонорар автора, 3-10% - допечатный процесс (макетирование, верстка). В результате на интеллектуальную составляющую (труд автора и дизайнеров) приходится от 10 до 30% себестоимости. Таким образом, отпускная цена книги, будучи представленной в электронном виде, может сократиться в 3-10 раз. То есть в ценах 2005-2006гг. примерно 8-24 рублей, столько, сколько за е-книгу готовы были платить более 40% опрошенных в 2003г.
Однако между издателем и читателем стоят еще оптовые компании и розница, каждые из которых претендуют на получение своего дохода от дистрибуции книг.
Несмотря на все прелести, е-книга пока не позволяет наслаждаться крупными иллюстрациями, загибать уголки любимых страничек и нюхать типографскую краску. Еще е-книгами не заставишь полки шкафов, чтобы создать впечатление интеллектуала в 12-м поколении или скрыть от гостей пожелтевшие обои.
Рынок цифровых книг
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
- Емкость книжного рынка в расчете на жителя России в 2005 г. составила $13,8, в то время как в США этот показатель равняется $122,8, а в Западной Европе - $109,8.
- Однако на потребление книг в РФ и США в среднем приходится по 0,4% среднего дохода граждан.
- По данным Роскомстата, в марте 2006г. денежные доходы населения России в среднем составили 8892рубля в месяц (то есть почти $4 тыс. в год). По данным статистического Бюро США, средний годовой доход мужчины в США был в 2005г. $40.668, женщины - $30.724.
Источник: PricewaterhouseCooper Global Entertainment and Media Outlook 2005-2009, по России - прогноз "Эксмо"
Рынок бумажных книг
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
- Рынок бумажных книг в России в последнее время рос темпами, опережающими темпы роста в США и Европе. Однако с каждым годом рост замедляется. "Эксмо" на период до 2010г. прогнозирует средний годовой прирост рынка в номинальном выражении 11%.
- Расчеты "Эксмо" предполагают отсутствие роста потребления книг в натуральном выражении (пять-шесть книг на человека в год). Рост рынка будет происходить за счет увеличения средней цены книги к 2010г. до $4,5 (120 р.) против $2,9 (77 р.) в 2005г.
Удельный вес пользователей Рунета, читающих цифровые книги
Иногда, но только небольшие тексты - 37,6%
Время от времени - 14,6%
Никогда - 14,5%
Довольно часто, в том числе средние и большие тексты - 8,8%
Постоянно - 7,4%
Довольно часто, но только небольшие тексты - 4,3%
Иногда, в том числе средние и большие тексты - 2,9%
Достоинства электронных текстов
Бесплатность (или малая цена) - 52,3%
Большая мобильность - 51,3%
Возможность просмотра большого количества наименований книг - 35,1%
Компактность - 34,9%
Метапоиск по тексту - 31,8%
Возможность настройки шрифтов и цветов "под себя" - 24,6%
Возможность перевода на другие языки с помощью электронных переводчиков - 15,3%
Недостатки электронных текстов
Устают глаза при чтении с экрана - 77,4%
Некомфортно читать - 58,4%
Отсутствует атмосфера чтения - 35,6%
Ограниченный выбор книг - 20,6%
Высокая стоимость портативных компьютеров - 13,1%
Источник: "Глас Рунета", 2003г.