Мамонов вернулся чудотворцем

На следующей неделе в российский прокат выходит новый фильм Павла Лунгина "Остров". В главной роли, спустя много лет, опять Петр Мамонов. Фильм с восторгом принят на международных фестивалях, а его афиши расклеены на дверях российских храмов.

<b>Когда-то давно</b>, еще во время войны, Анатолий (Петр Мамонов) стал предателем. Фашисты вложили ему в руку "Вальтер", заставили выстрелить: так и убил один советский моряк другого, сгубил свою комсомольскую душу. И вот уже 30 лет ежедневно гребет наш герой к дальнему острову. Замаливает там свои прегрешения, просит Господа даровать ему искупление.
<b>Молитва</b> эта оказалась чудотворной, бывший трус и убийца превратился в старца, "носителя ума Христова", выразителя внутренней силы церкви. Обрел дары: различения духов, прозрения, врачевания.
<b>Кажется, что режиссер</b> Павел Лунгин обратился к каноническим текстам по старчеству, настолько буквально и подробно он их иллюстрирует своим новым фильмом.
<b>Многие критики </b>обязательно скажут – зачем подобная конъюнктура? Зачем творить чудеса в кадре, а потом и вовсе – заниматься натуральным экзорцизмом, гнать беса из адмиральской дочки, валять ее, многогрешную, по ягелю и морошке, пачкать дорогое пальто из белого кашемира? Может быть, для того, чтобы просто снять груз с души? Не с героини снять, а с нас, зрителей? В жизни так много невыразимого и необъяснимого. Особенно когда речь заходит о вере.
<b>Фильм – о </b><b>покаянии</b>. Покаянии, способном изменить всю жизнь человека. Великий грех, смертоубийство помогает главному герою прийти к Богу. Разве не парадокс? Почему истинно верующий отец Иов (Дмитрий Дюжев) не обрел этой благодати, а кочегар, который и молится всегда не в ту сторону, оказался чудотворцем и провидцем? Что такое произошло с его душой, с его верой?
<b>Лунгин</b> – мастер снимать колоритные фильмы. Совсем недавно мы смотрели его "Бедных родственников", местечковую трагикомедию о бедных и богатых евреях. И вдруг – "Остров". Север, монахи, старчество.
<b>Откуда взялись </b>подобные настроения? На чем зиждется вдохновение Павла Лунгина? Возможно – это результат общения с Петром Мамоновым, в прошлом лидером рок-группы "Звуки Му"? Ведь "Остров", по сути – иллюстрация к биографии поэта, артиста, музыканта: черное пьянство, всякая гадость, потом – переезд в деревню, жизнь аскета, и через это – просветление.
<b>Вся картина держится </b>на плечах Петра Мамонова, а он в свою очередь дает зрителю "костылик, подпорку", чтобы жить было полегче, было на что опереться. И не зря, наверное, в одном из российских городов афиши предпремьерного показа "Острова" были расклеены на дверях храмов.
<b>Режиссер сформулировал</b> идею картины предельно емко. Его фильм о том, что Бог есть.